31 июля единственный в мире ракетный экраноплан проекта 903 «Лунь» доставлен в Дербент, где он станет центром экспозиции филиала парка «Патриот». В транспортировке «каспийского монстра» были задействованы 3 буксира, 2 катера Каспийской флотилии и 40 военнослужащих. Новый экспонат – это единственный достроенный из 8-ми запланированных ударных экранопланов-ракетоносцев, разработанных Центральным конструкторским бюро им. Р.Е. Алексеева. Руководил проектом генеральный конструктор экранопланов В.Н. Кирилловых.
Работа над проектом 903 «Лунь» началась в 70-х годах прошлого века. Первый экраноплан этого типа был заложен в 1983 г. на заводе «Волга», который являлся производственной базой ЦКБ. Спуск аппарата на воду состоялся через 3 года, 16 июля 1986 г. Экраноплан был перенаправлен в г. Каспийск, где в марте 1987г. прошел конструкторские ходовые испытания. После достройки в июле 1989 состоялись заводские испытания, а в 1990 г. экраноплан был передан в опытную эксплуатацию, которая завершилась в 1991 г. Далее аппарат постигла печальная участь: он был законсервирован в сухом доке на территории завода «Дагдизель» (г. Каспийск»), а секретная электроника сдана на склады. Из-за финансовых проблем и казавшейся на тот момент военной нецелесообразности строительство второго аппарата, как и всех последующих экранопланов проекта 903 «Лунь», не было завершено.
Экраноплан, пожалуй, одна из самых необычных разработок советских конструкторов. С одной стороны, это летательный аппарат, который для полета использует экранный эффект. Однако по международной классификации ИМО экраноплан относится к морским судам.
Экраноплан обладает следующими техническими характеристиками:
С 2011 г. конструкторы военной техники поднимают вопрос о возобновлении работ по модернизации и производству экранопланов. Эксперты отмечают следующие достоинства незаслуженно забытых разработок советских специалистов:
В то же время экранопланы имеют и существенные недостатки. Так, старт аппарата требует большей, чем у самолета, тяговооруженности, что ведет к применению либо дополнительных стартовых двигателей, либо особых стартовых режимов для основных двигателей. Экраноплан может передвигаться только над ровной поверхностью, что ограничивает сферу его эксплуатации. И, наконец, управление экранопланом значительно отличается от управления самолетом, поэтому требует специфических навыков.
Широкое освещение СМИ передислокации «каспийского монстра» побудило военных экспертов высказаться о будущем проекта 903 «Лунь». Так, вице-адмирал запаса, член Экспертного совета организации «Офицеры России» Михаил Апполонов в интервью для издания iReactor заявил, что разработка и модернизация экранопланов актуальны и сегодня, поскольку ВМС РФ нуждается в подобных аппаратах. Изначально экранопланы предназначались для транспортировки военной техники, вооружения и морской пехоты на прибрежную территорию, занятую противником. Из 62 000 км общей границы России 40 000 км – это озерные, морские и речные границы, поэтому аналогичная техника должна быть на вооружении, чтобы надежно защищать рубежи Родины.
Наверняка, среди наших читателей тоже есть военные эксперты, поэтому мы просим высказать свое мнение о целесообразности возвращения проекта 03 «Лунь».