Среди льгот, которые предоставляет государство военнослужащим, военным пенсионерам и членам их семей, является право на бесплатный проезд. Это положение регулируется ФЗ «О статусе военнослужащих» ст. 20. В частности, бесплатный проезд предоставляется:
- к месту использования отпуска (в обе стороны) – 1 раз в год;
- в лечебное учреждение и обратно по заключению военно-врачебной комиссии;
- лицам, сопровождающим к месту лечения или санаторно-курортного оздоровления, если необходимость сопровождения признана военно-врачебной комиссией.
На какие виды транспорта распространяются льготы
Россия – необъятная страна, добраться в некоторые районы возможно только на определенном виде транспорта. Именно поэтому льготы распространяются на все средства перевозки пассажиров, однако имеются ограничения по предоставляемому классу транспорта. А именно:
- автобусы: общего типа или имеющие откидные мягкие кресла;
- ж/д транспорт – плацкартный вагон;
- самолет – эконом-класс;
- речной транспорт – каюты III класса;
- морской транспорт – каюты IV или V группы.

Льгота на проезд осуществляется через выдачу проездных документов перед поездкой или денежной компенсацией после пребывания в месте лечебном или санаторном учреждении при предоставлении билетов, курортной карты или справки из медицинского учреждения, в котором военнослужащий проходил лечение.
Путешествие поездом
Несмотря на то, что сегодня активно конкурируют все виды транспорта, большинство путешественников выбирает поезд. Объясняется это весомыми преимуществами железнодорожного транспорта:
- разветвленная сеть маршрутов позволяет добраться даже в самые малодоступные места, причем доставят пассажира сразу в центр города, а не отдаленный пригород, как это происходит при авиапутешествии;
- на железнодорожный транспорт капризы погоды практически не влияют, поэтому вы с большей вероятностью вовремя попадете в место назначения;
- в поезде ваши движения не ограничены: вы можете лежать, сидеть, ходить;
- перед посадкой в поезд вам не придется проходить долгую процедуру досмотра, да еще в придачу бесплатно в плацкартный вагон вы можете взять с собой до 36 кг ручной клади;
- и, конечно, романтика стука колес: знакомство с проплывающими мимо пейзажами, интересные собеседники, неповторимый вкус чая в фирменных стаканах…

Важно! Одна немаловажная деталь, о которой предпочитают не оповещать пассажиров. Вокзальным туалетом лицо, имеющее проездные документов, пользуется БЕСПЛАТНО за сутки до отправления и в течение суток после прибытия поезда. Для входа следует предъявить билет.
Какие услуги входят в обязанности проводника плацкартного вагона
Иногда пассажиры остаются недовольны поездкой из-за того, что во время путешествия столкнулись с определенными трудностями. Но часто причина кроется в незнании своих прав как клиента РЖД. Комфорт и основные услуги в вагонах обеспечивает проводник. В его обязанности входит:
-
по просьбе пассажира погрузить и выгрузить вещи;
- во время пути дважды в сутки проводить уборку в вагонах, 4 раза – в туалетах;
- каждый час проверять наличие мыла и туалетной бумаги, при отсутствии предоставлять пассажирам по первому требованию;
- по просьбе пассажира поднять или опустить верхнюю полку, застелить постельное белье, закрепить ремни безопасности;
- важно: сдавать постельное белье проводнику не входит в обязанности пассажира, собрать комплекты должен персонал, обслуживающий вагон;
- не менее 3-х раз в сутки проводник обязан предложить чай или кофе, кондитерские изделия, но не обязывать пассажиров покупать. Кипяток в титане должен быть круглосуточно и предоставляться бесплатно;
- заблаговременно предупредить пассажира о приближении к станции назначения;
- пригласить официанта для ресторанного обслуживания;
- предоставить в пользование швейный набор, медицинские препараты, входящие в перечень аптечки для ж/д вагонов, настольные игры;
- при необходимости пригласить врача;
- следить за порядком во вверенном вагоне, при неразрешимых конфликтах вывать линейный наряд полиции. После 23:00 обеспечить в вагоне тишину, освещение перевести на ночной режим.

Важно! Даже если опоздание поезда произошло по объективным причинам, пассажиров обязаны обеспечить бесплатным питанием:
Обязанности пассажира в железнодорожном поезде
Обязанности пассажира на Ж/Д транспорте гораздо уже его прав и в целом сводятся всего к 3-м пунктам. Пассажир обязан:
- предъявить проездные документы при входе в вагон проводнику и передать ему билет на ответственное хранение до конца поездки;
- соблюдать порядок и чистоту во время поездки;
- корректно вести себя с обслуживающим персоналом и попутчиками.
Как поступать пассажиру при форс-мажорных обстоятельствах
Во время путешествия у пассажиров могут возникнуть непредвиденные ситуации. Не следует впадать в панику, ведь даже самые непредвиденные проблемы разрешимы, если вы знаете свои права. Итак, как должен действовать пассажир, если он:
- ошибочно сел не в тот поезд, на который куплен билет. Попросить начальника поезда составить акт, который нужно предъявить на ближайшей станции. В этом случае до станции отправления вы доберетесь бесплатно;
- если не успел приобрести билет, а ехать нужносрочно. С разрешения начальника поезда сесть в штабной вагон и в течение 1-го часа оформить проездные документы и занять свое место;
- если отстал от поезда, необходимо обратиться к начальнику станции. Он обязан оповестить бригадира поезда, которым вы следовали, чтобы он обеспечил сохранность вещей, передал их на ответственное хранение работникам станции, указанную пассажиром. Дежурный по вокзалу обязан обновить действие билета для дальнейшего следования.
- если захотел сойти в понравившемся месте, то может отложить дальнейшую поездку на срок до 10 дней. Для этого необходимо оформить остановку в дороге у начальника станции.

Скачать таблицу свободных мест в санаториях на 2022 (ссылка ниже)