Прогулка по усадьбе Архангельское
Проходя лечение в одном из лучших военных санаториев Подмосковья, ССК «Архангельское», невозможно не посетить одноименную усадьбу. Во-первых, название усадьбы князей Юсуповых дало имя санаторию, во-вторых, находится историческое имение по соседству, поэтому не придется тратить время на дорогу, а, наконец, «русский Версаль» - ценнейшая архитектурная жемчужина России, знакомство с которой надолго оставляет неизгладимые впечатления у посетителей.
Немного истории
Для большинства экскурсантов усадьба Архангельское неразрывно связана с именем Николая Юсупова, однако ее история начинается значительно раньше. Первое крупное сооружение, деревянная церковь Архангела Михаила, была построена в селе Уполозы в 1667 г. при боярине Я. Одоевском, а деревенька, принадлежащая некогда дворянину Уполоцкому, упоминается еще при Иване Грозном, в 1584 г. Затем имение перешло во владение Шереметевых, позже Черкасских, предпоследними собственниками были князья Голицыны. Именно Николай Алексеевич начал строительство большого дворца и знаменитых архангельских галерей. Но настоящий блеск Архангельскому придали последние хозяева усадьбы – князья Голицыны.
По знаменитым парковым аллеям когда-то гуляли Карамзин и Пушкин, Серов и Коровин; в уютной маленькой гостиной представлял свои произведения Стравинский, даже царственные особы, Александр I, Александр II, Александр III, Николай I и Николай II, не отказывали себе в удовольствии посетить этот благословенный уголок русской земли.
Дворец в Архангельском
Дворец расположен на верхней террасе французского парка. Дорога к нему идет через парадный двор и высокую чугунную арку с ажурной решеткой. Основной проект здания принадлежит французу де Герну, но в его постройке принимали участие еще около 10 архитекторов. Истинной же красотой дворец заиграл после отделки и росписи крепостным Василием Стрижаковым.
В планировке дворца соблюдены основные правила классицизма: в центре – анфилада с вестибюлем, главным (Овальным залом) и Аванзалом. В северной и южной частях – покои. Овальный зал помнит блистательные балы, на которых присутствовали самые знаменитые фамилии России. Практически без изменений с тех времен осталась декоративная роспись стен.
По-прежнему лукаво смотрит Амур с купола зала, на котором расположено полотно Николы де Куртейля. Обязательно стоит обратить внимание на столовую, которая стилизована под египетские дворцы. Но настоящим богатством трапезной является уникальный юсуповский фарфор, изготавливаемый на собственной фабрике. Николай Юсупов содержал мануфактуру только для личных нужд, а столовую посуду и изысканные статуэтки, расписанные вручную, не пускал в продажу, а дарил своим друзьям. Вот почему каждый предмет коллекции имеет уникальную историю.
И, конечно, особый интерес вызовет ценнейшая библиотека, которая занимает 5 комнат 2-го этажа. Кроме фолиантов, здесь собранные новомодные для 19 века бронзовые осветительные приборы и живописные полотна Буше, Ван Дейка, Тьеполо и др.
Прогулка по паркам Архангельского
В имении Юсуповых целых 3 отдельных парковых комплекса: итальянский террасный, французский регулярный и английский пейзажный. Французский регулярный – самый большой и известный из них.
Основная идея Большого партера, расположенного перед дворцом, – симметрия во всем. Справа и слева от прямоугольного поля растут абсолютно одинаковые по форме и размерам деревья и кустарники, стоят идентичные мраморные скульптуры, обустроены тайные альковы. Во времена Юсуповых были еще 2 особенности этого парка: пройдя по классическим строгим аллеям, гости попадали в оранжереи с редкими растениями, а потом – в зверинец с павлинами и верблюдами, столь экзотичными для России того времени.
Итальянский парк разбит за дворцом. Пожалуй, это самая красивая часть парковой зоны. Он состоит из 2-х небольших террас. На фоне малахитовых лиственниц рельефно выделяются мраморные скульптуры итальянских мастеров 18-19 веков.
И, наконец, Английский парк. Здесь садовники не пытаются приукрасить природу – она и так великолепна, поэтому деревья растут произвольно, а не под линеечку. Вообще, он больше похож на лес.
А недалеко от руинной арки – обязательного атрибута всех английских парков – любимый памятник Николая Юсупова, «Храм божественной Екатерины». Построен он в античном стиле: с высокими белоснежными колоннами, украшенными лепниной. Екатерина II изображена в образе Фемиды. Только вот карающим мечом скульптор ее снабдил, а надеть повязку на глаза забыл. Или не захотел…
Как и большинство старинных дворянских усадеб, Архангельское имеет свои сакральные места, благословенные уголки и даже свои призраки, но о них мы расскажем в следующей статье.