Гибель К-141 «Курск» - самая страшная катастрофа в истории российского подводного флота
12 августа исполняется 20 лет со дня гибели 118 человек, находящихся на подводной лодке «Курск», однако причина катастрофы до сих пор вызывает вопросы. По основной версии – на подлодке взорвалась торпеда. Но что стало причиной взрыва – до конца неясно. Версию Генеральной прокуратуры об утечке топлива многие специалисты не разделяют. Был ли шанс спасти моряков, запертых в 9-м отсеке? Как долго они оставались в живых?
Капитан 1-го ранга Игорь Курдин все годы после катастрофы изучал доступные документы об обстоятельствах гибели «Курска», беседовал с очевидцами событий и восстановил хронологию катастрофы.
Ракетоносный крейсер «Курск» вышел в район учений 10 августа 2000 г. из Западной Лицы. 11 августа в полдень экипаж успешно запустил крылатую противокорабельную ракету «Гранит», после чего подводная лодка ушла на глубину и направилась в место проведения торпедных стрельб.
12 августа в 6 часов утра «Курск» занял назначенный район, где ожидалось прибытие отряда боевых кораблей ВВС РФ, возглавляемых атомным ракетным крейсером «Петр Великий». В 8:35 подлодка полным боевым комплектом нанесла условный удар по предполагаемому противнику.
Последнее донесение командира «Курска» капитана 1-го ранга Геннадия Лячина было зафиксировано в 8:51. Он доложил командованию о завершении нанесения удара и готовности экипажа перейти к торпедным стрельбам.
В 11:09 гидроакустическая техника крейсера «Петр Великий» зафиксировала работу гидролокатора «Курска», который готовился к торпедной атаке. В 11:30 акустиками «Петра Великого» был зарегистрирован другой звук, который, предположительно, мог быть вызван подводным взрывом. По корпусу крейсера прошелся мощный гидродинамический удар, однако командование нештатному событию не придало значения. На сейсмической станции ARCES (Норвегия), расположенной в 470 км от места учений, было зафиксировано 2 толчка: взрыв на глубине 40 м мощностью 200 кг в тротиловом эквиваленте и на глубине 100 м мощностью 5 т.
Корабли, участвовавшие в учениях, в 14:12 вышли из района нахождения подлодки. Когда лодка не всплыла для доклада, в небо были подняты вертолеты. В 15:25 флагман пытался связаться с «Курском» по звукоподводной связи, но ответа не последовало. Было решено сбрасывать в воду взрывпакеты, сигнализирующие об экстренном всплытии, однако до 17:00 судно аварийным не считали.
В 17:20 спасательному судну «Михаил Рудницкий» была определена готовность к выходу к месту катастрофы в один час, но судно вышло в море лишь спустя 8 часов после приказа.
По материалам дела 95 человек погибло в момент взрыва, 23 человека, запертые в 9-м отсеке, оставались живы еще некоторое время. Эксперты определяют промежуток от нескольких часов до 2-х суток. Однако вызволить их из водяного плена не смогли ни российские, ни присоединившиеся к спасательным работам иностранные службы.