Соглашение о продлении Договора о СНВ вступило в силу
3 февраля 2021 г. вступило в силу соглашение о продлении срока действия Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений от 08. 04 2010 г. МИД РФ отмечает, что ДСНВ до 5 февраля 2026 г. будет действовать без каких-либо изменений и дополнений.
Действие ДСНВ 2010 г. истекало 4 февраля 2021 года. Американская сторона в течение 2020 г. неоднократно заявляла о выдвижении новых требований для продления срока действия Договора. В частности, в феврале 2020 г. бывший министр обороны США Марк Эспер одним из условий назвал включение в него российского тактического ядерного оружия и китайского ядерного потенциала. Однако 26 января 2021 года в ходе телефонного разговора президент РФ Владимир Путин и президент США Джо Байден договорились о продлении Договора о СНВ без всяких дополнительных условий и обязательств, как и настаивала российская сторона.
Выгода сторон от продления Договора о СНВ
Эксперты отмечают, что пролонгация Договора выгодна обеим сторонам. С одной стороны, США продолжат контроль над модернизацией российских сил ядерного сдерживания, поскольку Россия, по условиям ДСНВ, обязана ставить в известность США о создании новых стратегических носителей и допускать американскую сторону к ознакомлению с ними до постановки на боевое дежурство. Напомним, что с 2010 г. российская сторона 18 раз принимала американскую инспекцию. Кроме того, РФ предупреждала о каждом испытательном пуске стратегических ракет. Аналогичными обязанностями наделены и США. Однако главная выгода России в том, что СНВ III на следующие 5 лет избавляет страну от разорительной гонки вооружений.
ЕС о продлении Договора о СНВ
Мнение Евросоюза о продлении Договора о СНВ выразил верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель. В частности он отметил: ««ЕС придает огромное значение новому Договору о СНВ и рассматривает его как важнейший вклад в международную и европейскую безопасность… Повышая предсказуемость и взаимное доверие между двумя крупнейшими государствами, обладающими ядерным оружием, этот договор ограничивает стратегическую конкуренцию и повышает стратегическую стабильность».