Вино, осетровая икра, шоколад - меню на подводной лодке?
Жизнь экипажа подводной лодки во время многомесячного автономного плавания полна трудностей: замкнутое пространство, постоянное окружение одних и тех же людей, искусственный воздух… Но, как любят говорить подводники, настроение личного состава во многом зависит от того, как моряк поест. Можно ли приготовить изысканное блюдо, имея лишь стандартный набор продуктов и специй? Действительно ли в рацион входит вино? Ответить на эти вопросы поможет участник 13-месячного похода на подводной лодке Б-440 капитан 1-го ранга в отставке Юрий Алексеевич Ветров.
По проекту данная подводная лодка рассчитана на 90-дневный поход. Весь этот период она может находиться в море без пополнения запасов воды, продуктов и топлива. Впрочем, питьевую воду можно получить и с помощью опреснителя. Камбузная команда работает в 2 смены, в то время как остальные члены экипажа – в 3-и. Провизия готовится сразу на 80 человек – весь экипаж субмарины. Чтобы бойцы оставались в форме, меню должно быть калорийным и разнообразным. Например, таким:
Завтрак:
Традиционная овсянка, печеночный паштет, плавленый сыр, масло, белый хлеб, печенье; кофе, чай, сгущенное молоко, сахар – по выбору.
Обед
Закуска – винегрет и икра осетровая; на первое – мясной бульон с овощами; на второе – свиная поджарка с макаронами; десерт – свежие фрукты и компот.
Ужин
Практически повторяет обед, за исключением первого блюда, плюс шоколад и 50 граммов вина!
Юрий Алексеевич отмечает, что такое меню характерно для первых недель похода, когда активно используются скоропортящиеся продукты, а осетровая икра чаще входила в рацион атомных, а не дизельных подводных лодок. Базовые бакалейные продукты – вермишель, макароны, рис и галеты – чередовались на протяжении недели. Ароматную воблу и шоколадки матросы сразу же съедали, а старшины-сверхсрочники и офицеры предпочитали забирать после похода оптом, чтобы порадовать родных. Во время качки очень помогали соленые черные сухарики.
Ю.А. Ветров нашел воспоминания подводников о длительных походах в 1973 и 1974 годах. Привычные батоны хлеба подавались только в первую неделю. Затем шел консервированный (заспиртованный) белый хлеб, который нужно было распаривать по определенным правилам. Если все сделать по инструкции, его нельзя было отличить от свежеиспеченного, если нет – есть было невозможно. Через несколько месяцев заканчивался и свежий картофель, переходили на вполне съедобный консервированный. К окончанию похода оставался только сухой, имеющий мерзкий вкус, ничего общего с чипсами.
Особая история с капустой, которая составляла основу большинства первых блюд. Конечно, и ее запасы со временем заканчивались или попросту сгнивали. Банки с консервированной капустой раздувались и приобретали шарообразную форму, а содержимое превращалось в несъедобное кислотное соединение. Коку нужно было проявить сноровку, чтобы откупорить банку – содержимое вылетало из нее в мгновение ока. Затем капусту сутки вымачивали в воде, но она по-прежнему оставалась кислой.
Еще одной неприятностью на субмарине были тараканы, которых занесли с тарой и провизией. Размножались они с геометрической прогрессией. Часто паразиты заползали на обеденный стол и стремились оказаться в тарелке. Избавиться от незваных попутчиков можно было только в порту, где под руководством доктора матросы, надев противогазы, обрабатывали все помещения, а вернувшаяся через 4 часа команда сметала трупики. Обычно получалось несколько ведер. Такой обработки хватало на 2 месяца, а затем количество гадостных безбилетников вновь начинало расти.
Таким был быт на подводной лодке несколько десятков лет назад, когда Юрий Алексеевич служил на Б-440.
Возможно, сейчас многое изменилось, поэтому мы приглашаем матросов и офицеров, которые уходят в длительные походы сегодня, поделиться своими историями. А если у бывалых моряков есть дополнения к воспоминаниям Ю.А. Ветрова, расскажите о них в комментариях. И обязательно шлите фото нам на почту info@mil-ru.ru
(фото Рудакова Николая Михайловича)
Новогоднее меню 1985 года
(спасибо Михаилу за фото)
Комментарии
Где и кем служил этот капраз - очень интересно бы узнать... но что-то на подводника он мало похож. 13 месяцев БС - это не в прочном корпусе ДИЗЕЛЬНОЙ ПЛ. Детство прошло в Полярном, родные 641-е из Средиземки не вылезали, но экипажи менялись для отдыха и на берегу, и на плавбазах. Насчёт опреснителей на ДПЛ ни разу не слышал, может я чего не знаю про подводные лодки?
Лучше б автор раскрыл тему онанизма на ПЛ, хотя ему трудно будет так весело о ней рассказать, как уже до него сделано ;-)