Как «сталинские соколы» в корейском небе предотвратили ядерный удар США по СССР
1945 год. Закончилась Вторая мировая война, и почти сразу же родился призрак еще более страшной военной катастрофы – Третьей, атомной. Бывшие союзники, прежде всего США и Великобритания, обозначили Советский Союз как основного врага. Продемонстрировав всему миру возможности атомной бомбы на примере Хиросимы и Нагасаки, Пентагон запланировал применить новое оружие при нападении на СССР. Причем сделать это нужно было, по мнению американских специалистов, до 1952 года, пока Москва не оправилась после потерь и является максимально уязвимой. Все планы Соединенных Штатов были нарушены сообщением об испытании в Советском Союзе «изделия 501». Казалось бы, после этого Пентагон должен был пересмотреть отношение к СССР, но в декабре 1949 г. в Вашингтоне рождается новый, пожалуй, самый глобальный на то время план по уничтожению бывшего союзника – план «Дропшот». Приоритет американцы отдавали стратегической бомбардировочной авиации, мощь которой в последние месяцы войны испытали на себе Дрезден, Вюрцбкрг, Ахен, Токио и которую в Пентагоне считали несокрушимой.
Суровый апрель и черный октябрь 1951 года
О военных событиях в Корее 1951 года американские историки вспоминать не любят, однако и вычеркнуть полный провал ВВС США в корейском небе не могут. Америка хотела продемонстрировать всему миру возможности «летающих крепостей» в ходе операции по «установлению демократии» на Корейском полуострове, но показала свою несостоятельность в боях с советскими летчиками. Чаще всего в СМИ обсуждается «черный вторник», 30 октября 1951, но до него был еще и «черный четверг» - 12 апреля.
Официально в Корейской войне Советский Союз участия не принимал, однако истребители 64 авиационного корпуса с китайскими и корейскими опознавательными знаками наводили ужас на стервятников ВВС Соединенных Штатов. Кстати, командовал асами советской 324-й авиадивизией легендарный Трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб.
Что случилось 12 апреля 1951 года
В первых боях советские летчики сразу же показали, кто в небе хозяин. «Ли Си Цыны» (именно во время корейской, а не вьетнамской операции появилась эта шутка) стали называть «непобедимые летающие крепости» «летающими сараями» и с трудом учили команды на корейском языке. Впрочем, как утверждает участник тех событий Герой Советского Союза Сергей Крамаренко, эта мера конспирации была столь же бессмысленной, сколь и безуспешной – американцы прекрасно знали, кто управляет неустрашимыми МиГами.
Конечно, утверждать, что приведенные ниже цифры сложно, ведь советских самолетов в Корее вообще «не было», а американцы всячески занижают количество собственных уничтоженных машин, но по воспоминаниям Сергея Макаровича ситуация была следующей.
США подняли в воздух 48 бомбардировщиков В-29А «Суперфотресс». Их целью были железнодорожные пути, мосты и автомагистрали. Сопровождали «Суперфотрессы» около150 истребителей разных типов. С корейской стороны на перехват вылетело 44 МиГ-15. В 9:37 по местному времени начался бой. Закончилось сражение всего через 9 минут. Американская сторона сначала утверждала, что потеряла всего 3 машины, затем речь шла о 8 самолетах, к тому же около полутора десятков подбитых «суперкрепостей» еле дотянули до аэродрома, после чего были отправлены в утиль. По словам С.М. Крамаренко, в этот день было сбито 12 В-29А и 5 истребителей.
Как бы то ни было, но траур в ВВС Соединенных Штатов длился неделю, а затем еще в течение 3-х месяцев американские самолеты при дневном свете в небо не поднимались.
Когда не учатся даже на своих ошибках
Понять с первого раза, что "Ли Си Цыны" в небе непобедимы американским летчикам не удалось, и они решили взять реванш. 30 октября 21 «Суперфотресс» и около 200 истребителей отправились к аэродрому Нанси с целью стереть его с лица земли. В этот раз советским летчикам даже не пришлось поднимать в воздух резервную группу усиления. С боевой задачей справились менее 50-ти «корейских» МиГов. Исход боя был еще более позорным: по разным сведениям, от 16 до 20 бомбардировщиков сгорели на поле боя. Провал американской авиации был окончательный и бесповоротный.
Конечно, были потери и среди советских летчиков. По официальным данным, 125 пилотов погибли, защищая небо Кореи.
Итоги воздушной войны в корейском небе
После «черного октября» 1951 года Пентагону с горечью пришлось осознать, что считавшиеся неуязвимыми «суперкрепости» - блеф, непобедимость ВВС США – миф, а Советский Союз Америке пока не по зубам. Отказался ли Вашингтон от планов уничтожения СССР? Вовсе нет. С остервенением американцы принялись строить более мощные В-36, затем В-47, В-52. Но это потребовало много средств, а главное – времени, за которое Советский Союз разработал и внедрил неподвластную американским бомбардировщикам систему ПВО, создал баллистические межконтинентальные ракеты. Самая реальная угроза нападения была отведена, однако планы ядерных ударов разрабатывались Пентагоном вплоть до падения Советского Союза.
Комментарии
Неконтролируемый вывоз капиталов, неэквивалентный товарообмен и т.д.