Пятигорск: по дорогам героев романа «Герой нашего времени»
В середине XIX века Пятигорск стал популярным курортном среди российской знати и золотой молодежи того времени. Причиной тому стал выход в свет романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В первые же годы после публикации курорт буквально заполонили отдыхающие, которые приезжали не столько за лечением целебными пятигорскими нарзанами, сколько за тем, чтобы пройтись по улицам, где разворачивались события самого обсуждаемого произведения. И сегодня все, кто приезжает в Пятигорск, стараются посетить знаковые лермонтовские места.
Отправился и мы в заочную прогулку по Пятигорску.
Подножье горы Машук
«Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подножья Машука: во время грозы облака будут опускаться до моей кровли… На запад пятиглавый Бештау синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу предо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там дальше, - амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начиная с Кавказа и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом…».
Именно такая картина предстала перед молодым офицером Григорием Александровичем Печориным. Таким же мы видим Пятигорск от подножья Машука и сегодня.
Елизаветинские галереи
Первое место, которое посетил герой романа – Елизаветинский, или, как его тогда назвали, кислосерный источник. Во времена Лермонтова еще не было знаменитой Елизаветинской галереи, она будет построена через 8 лет после гибели поэта по проекту С.И. Уптона. Травертиновой лестницы, которая сегодня ведет к памятнику, тоже не было, и к источником приходилось добираться по извилистой тропинке, однако вид, который открывался и по сей день открывается с этого места, стоит утомительного подъема. В настоящее время галерея не функционирует, но сохранилась как архитектурный и литературный памятник.
Бульвар
Бульвар, который сегодня пятигорцы называют Бродвеем, в XIX веке имел протяженность всего 1 версту, но, чтобы придать главному месту для моционов праздной публики значимость, делился на Верхний, Средний и Нижний. В верхней части Цветника (тогда в городе было 2 парка, Николаевский, который функционирует как парк и сегодня, и Елизаветинский) находился дом г-жи Хастатовой, куда Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка поэта, привозила его в детстве.
Провал
«Вечером многочисленное общество отправилось пешком к провалу. По мнению здешних ученых, этот провал не что иное, как угасший кратер; он находится на отлогости Машука, в версте от города. К нему ведет узкая тропинка между кустарников и скал; взбираясь на гору, я подал руку княжне, и она ее не покидала в продолжение целой прогулки.»
Провал – знаменитое озеро Пятигорска, расположенное в карстовой пещере горы Машук. Оно небольшое, 15 м в диаметре, но довольно глубокое – до 11 м. Сероводород и обитающие в воде бактерии придают водоему ярко-голубой цвет. Температура в течение всего года держится 42 С.
Кроме М.Ю. Лермонтова, «Провалъ» прославили еще И. Ильф и Е. Петров. Остап Бендер удивлялся, как до него никто не сообразил «собирать гривенники» за вход в Провал. А вот в фильме Л. Гайдая с Провалом возникла путаница. Режиссера чем-то не устроил настоящий вход к озеру, и «отец русской демократии» собирал деньги возле грота Лермонтова, куда временно была прикреплена табличка с названием.
Эолова арфа
«На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой Арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльборус…», - пишет М.Ю. Лермонтов о знаменитой ротонде. Построенная на месте казачьего сторожевого поста беседка была любимым местом для романтических прогулок. Архитекторы Бернардацци использовали особенности площадки: великолепный панорамный обзор и особое направление ветров, что позволило создать звуковой павильон. В XIX веке в беседке были установлены каменные арфы, проходя через которые потоки ветра создавали гармоничные звуки. Из-за возникающих как бы из неоткуда звуков беседку и назвали в честь бога ветров – Эолова арфа. Сегодня роль арф выполняет специальная акустическая система.
Гроты
В Пятигорске есть два грота, связанных с именем М.Ю. Лермонтова. Один из них – грот Дианы, рукотворный, его создали братья Бернардацци, чтобы увековечить экспедицию на Эльбрус под руководством генерала Емануеля. Иосиф Бернардацци был одним из членов этой экспедиции. За неделю до трагической дуэли М.Ю. Лермонтов организовал возле грота Дианы бал с полковой музыкой и фейерверками.
Грот Лермонтова, расположенный у Елизаветинского источника, имеет природное происхождение. К нему вела виноградная аллея. Именно в этом гроте скрывались от любопытных глаз Печорин и Вера.
Ресторация
Ресторация – первое каменное здание Пятигорска. В модном заведении останавливались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов, и Л.Н. Толстой. Бальный зал ресторации описан в романе «Герой нашего времени». На короткое время ресторация превращалась в благородное собрание. Сегодня во дворце с колоннами располагается Институт курортологии.
Дом княжны Мери
Есть в Пятигорске еще один дом, который на туристических маршрутах обозначен как дом княжны Мери. Находится он по ул. Кирова и сегодня представляет собой обычный жилой дом. К сожалению, не сохранилась надстройка и архитектурные украшения. Свою литературную историю бывший дом Реброва получил благодаря художнику Мизаю Зичи, который в 80-х годах XIX в. приезжал в Пятигорск для создания иллюстраций к роману. Зичи решил, что именно это строение полностью соответствует описанию, и с того времени дом и стали называть «домом княжны Мери».
Кавказские страницы романа не заканчиваются в Пятигорске. Герои, по существовавшей тогда традиции и в силу сложившихся обстоятельств, переезжают в Кисловодск. Но это уже другая история.
Комментарии