Израильский рецепт избавления от дедовщины
Израильская армия обороны, ЦАХАЛ, - одна из самых молодых армий в мире, впрочем, как и само государство. Приказ о создании вооруженных сил был подписан первым премьер-министром Давидом Бен-Гурионом 26 мая 1948 года, через 2 недели после основания страны, и с тех пор жизнь каждого гражданина неразрывно связана с армией.
В России выражение «ему светит армия» имеет негативный смысл: не хочешь учиться – вместо института после школы «загремишь в армию». В Израиле военнообязанные все, и мужчины, и женщины, поэтому армия тоже «светит всем» и относятся граждане страны к этому как к обязательному этапу жизни. Впрочем, такое оптимистическое отношение к службе базируется не на пустом месте. Отслужившим в ЦАХАЛ государство в лице министерства обороны оплачивает 2 года обучения в вузе; после ухода в запас каждый солдат получает пособие на первые нужды в размере 15 000 шекелей (примерно 4 333 доллара США); для отслуживших существует специальная банковская программа кредитования для покупки жилья и открытия бизнеса. И, конечно, во время срочной службы солдат также получает денежное довольствие.
От армии молодые люди не бегают и к отсрочке прибегают только в крайних случаях. В то же время у призывников есть уверенность, что им подберут именно такую службу, которая не повлияет негативно на состояние здоровья. Например, плоскостопие не является поводом «откосить» от службы, но программа физической нагрузки для такого солдата будет составлена с учетом заболевания. Не призываются в армию только ортодоксальные евреи, которые, впрочем, не признают и само понятие государственности. Для отдельных категорий граждан существует альтернативная служба.
Поскольку Израиль со дня своего основания практически постоянно находится в состоянии войны, государство очень бережно относится к своим военнослужащим. Такое понятие, как «дедовщина», в ЦАХАЛ сегодня отсутствует, как и само слово в иврите. Конечно, иногда проявления неуставных отношений встречаются, но пресекаются командованием сурово и незамедлительно. Причем в случае выявления под суд идут не только те, кто «допустил словесные и физические издевательства», но и отправляется в отнюдь не почетную отставку все командование части, не заметившее неуставных отношений.
Однако отсутствие дедовщины можно объяснить скорее не страхом наказания, а самой атмосферой израильской армии и особенностью взаимоотношений командир – подчиненный. Например, командир не может отдать приказ «Вперед!», оставаясь за спинами своих солдат. Есть только приказ «За мной!». В реальных боевых действиях в Израиле больше всего гибнет младших офицеров, однако солдат точно знает, что командир его не предаст, «не подставит», а следовательно, верит ему. Вот поэтому солдат не побоится рассказать командиру о своих проблемах, и расценивается такой поступок не как «стукачество», а как элементарные взаимоотношения начальника и подчиненного. Командир должен знать о своем подчиненном все: каково состояние его здоровья, как он жил до призыва в армию и как проводит свободное время за пределам гарнизона, в каком состоянии его родители, нуждаются ли они в какой-либо помощи. Еще одна немаловажная деталь, которая усиливает доверие к командирам: питаются они в той же столовой, что и солдаты, еду берут с того же стола, что и подчиненные и во время обеда сидят рядом. А также они бегают, стреляют, занимаются спортом вместе со своими подчиненными. Иными словами, принцип «делай, как я» в действии. По духу командир – это более опытный наставник.
И все же израильская армия – это не пионерский лагерь, около 11 часов в сутки занимают изнурительные кроссы, стрельбы, физподготовка. Но при этом за каждым бойцом наблюдают социальные армейские службы, и, если представитель таких служб решит, что для морального и физического комфорта солдата следует отпускать домой один, два или три раза в неделю, командир не будет этому препятствовать. Вообще, военнослужащих отпускают в семью часто, а солдаты небоевых частей после занятий отправляются домой, как и офисные работники. На территории части остаются только дежурные. Отпускной минимум для военнослужащих боевых частей – 2 суток в 28 дней. Связь с домом у солдат постоянная, в любое время они могут позвонить родителям. Телефонные компании, борясь за клиентов, ввели даже специальный солдатский тариф. Пользоваться мобильным телефоном запрещено только во время построения, спецопераций и занятий.
Еще один институт защиты военнослужащего – духовный наставник. Обратиться к военному раввину солдат может в любое время, и тот обязан разобраться в ситуации и помочь. В первый день службы каждый солдат получает специальный телефонный справочник, где указаны все службы, куда он может позвонить в случае возникновения той или иной проблемы. Военной полицией рассматриваются не только оформленные по всем правилам заявления, но анонимные жалобы, присланные по электронной почте. Часто бывают в частях полицейские и в целях профилактики, причем приезжают без предупреждения и беседуют с солдатами без присутствия начальства. И, наконец, еще один институт обеспечения достойной жизни солдат – созданный после войны Судного дня Комитет по солдатским жалобам. Естественно, при таком контакте с родителями и тесной связи с социальными службами в частях просто невозможно создать атмосферу жестокости и насилия.
И все же, мы приведем пример дедовщины по-израильски. Подготовка в элитном спецподразделении «Эгоз» завершается сложнейшим недельным марш-броском. 230 км проходят выпускники курсов под палящим солнцем по бездорожью, неся спецоборудование и пулеметы, по пути сражаясь с условным противником. В конце марша – штурм горы Хемрон. Все семь дней плечом к плечу рядом с солдатами командиры. И вот последний километр пути. Каково же было удивление изможденных военнослужащих, когда они увидели своих родителей. Это был сюрприз от командования. Родителям разрешили помочь своим детям, но, скорее, главной была моральная поддержка. А на окончании маршрута – встреча бойцов со старослужащими, «дедами Эгоза», которые… буквально взвалили на плечи «молодых» и донесли до финиша.
Конечно мы всегда можем сказать о том, что Израиль - это страна с населением 9 миллионов человек и занимает 148 место в мире по размеру территории. Можем сказать о том, что в Израиле нет отдалённых частей на высоте 4 000 метров. Но с развитием интернета в разы повысилась возможность информирования о делах в отдалённых частях.
Мы уверены, что среди наших читателей много командиров, не допускавших в своих частях "дедовщины". Просим поделиться с нашими читателями своими "рецептами" в комментариях. И поделитесь этой статьей в соцсетях (ссылочки ниже).
Комментарии