Сердце погибшего военнослужащего вернули родителям почти через 7 лет
Почти 7 лет потребовалось родителям рядового Александра Шерера, чтобы вернуть сердце погибшего сына и захоронить орган в его могиле.
История смерти солдата-срочника Александра Шерера полна загадок. Юноша был призван на службу летом 2013 г. из Волгоградской области. Сначала он был отправлен во Владикавказ, а затем переведен на 102-ю российскую базу в Гюмри (Армения). В феврале 2014 г. родителям Александра сообщили о его смерти. Причина, которую озвучили командиры, выглядела более чем странной: «при движении на завтрак столкнулся с другим военнослужащим, упал, начал задыхаться и умер». В справке о смерти, которую выдали семье, было записано: неуточненная остановка сердца. Родители не могли поверить в такой диагноз, ведь их сын до ухода на службу был абсолютно здоров, вел здоровый образ жизни, занимался спортом.
После этого для родителей погибшего солдата начался путь поиска правды длиною почти в 7 лет. Военнослужащие, которые сопровождали тело Александра, советовали как можно скорее похоронить сына, но отец и мать требовали независимой экспертизы. В Волгоградской области экспертные бюро, узнав, что тело было привезено из воинской части, будто получив приказ, отказывали в этом. И все-таки экспертиза была проведена: за полторы тысячи километров, в Челябинске, куда отец лично привез тело. Результаты показали, что из него было изъято сердце. Уголовное дело по факту гибели все же возбудили.
На предварительном следствии была названа уже другая причина смерти военнослужащего: 25 февраля между Шерером и его сослуживцем Владиславом Косиновым произошел конфликт, в ходе которого последний бросил Александра через бедро. Шерер упал на спину и начал задыхаться. Эксперты филиала N 2 Федерального государственного казенного учреждения «111 Главный государственный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз» МО РФ (г. Ростов-на-Дону) изъяли сердце для исследования, и оно стало вещдоком. Вердикт экспертов от МО «острый интрамуральный инфаркт миокарда…», «атеросклероз межжелудочковой ветви левой венечной артерии со стенозом просвета около 80%..., отек легких и головного мозга». На основании результатов этой экспертизы уголовное дело в отношении Косинова было прекращено.
Бороться за право похоронить сердце вместе с телом сына родителям помогал фонд «Право матери». С 2017 г. к делу подключился ЕСПЧ. Независимая экспертиза все же была проведена. По мнению независимых экспертов, Александр Шерер скончался от рефлекторной остановки сердца после травмы в рефлексогенную зону. Издание Лента.ру также приводит вывод независимых специалистов (докторов наук, профессоров со стажем работы в области судебно-медицинской экспертизы от 22 до 43 лет): «Все описания патологических состояний в предыдущих экспертных заключениях относятся к категории вымышленных».
В 2018 г. уголовное дело снова было возбуждено и снова прекращено из-за «ненаучности» независимой экспертизы. Части сердца Александра были вновь признаны вещдоком, и в их выдаче родителям было отказано.
Этим летом в Ростовском гарнизонном суде опять рассматривали жалобу юриста фонда «Право матери» и снова отказали в возвращении сердца Александра родителям. В это же время мать погибшего Елена Шерер в очередной раз обратилась к главе 111 Центра СМЭ, где в нескольких банках хранились кусочки сердца Александра, и неожиданно получила положительный ответ: семья может забрать орган для захоронения.
Наконец родители похоронили сердце сына в его могиле. В 2014 г. на похороны Александра пришло около 2 тыс. человек, даже салют из Камышинского гарнизона прислали. В 2020 у памятника собрались лишь члены семьи и несколько друзей.
Комментарии