• Льготные путёвки
  • Онлайн бронирование
  • Свободные места 2022
  • Старт продаж 2023
  • Новости
  • Пенсии
  • Ипотека
slogom.png
Военные Санатории

Нужны ли политруки современной армии?

Нужны ли политруки современной армии? Изображение 1

Всего два с небольшим года прошло с момента создания в Вооруженных силах РФ Главного военно-политического управления, но МО уже готово делиться опытом с Росгвардией. Как сообщает ТАСС, специалисты Минобороны помогут силовикам  создать в своей структуре институт политруков, о котором недавно заявил глава ведомства Виктор Золотов. Начальник ГВПУ генерал-полковник Андрей Картаполов заверил, что МО РФ уже передало Росгвардии методологические материалы, регламентирующие структуру военно-политического управления.

Андрей Картаполов

После чтения первого абзаца статьи не показалось ли Вам, уважаемый читатель, что запахло нафталином? Вот и военный обозреватель Михаил Ходаренко постарался разобраться в вопросе: как показала себя политическая работа в советской армии и насколько необходим институт политруков сегодня?

Моральный дух армии, глубокая приверженность государственным (но не элитарным!) интересам – вещь в вооруженных силах любой страны необходимая. В современных условиях информационно-политического противостояния держав жизненно важно монолитное морально-политическое единство общества и армии. Считается, что институт политруков как раз и будет проводить морально-идеологическую работу среди солдат и офицеров. Но не возродит ли современная структура традиции советских политработников?

Главное политическое управление Советской Армии и Военно-морского флота просуществовало с 1919 по 1991 год, то есть до начала развала Советского Союза. Еще во времена РККА произошло странное разделение руководящего состава на боевых и политических начальников. Боевые командиры отдавали боевой приказ, а политработники призваны были поднять боевой дух подчиненных. Считалось, что бравурные митинги и неизменный клич «Коммунисты, вперед!» были весьма эффективным средством воздействия и на моральную готовность солдат к бою, и на создавшуюся обстановку сражения в целом. Но так ли это? Получается, что изначальный план боя, просчитанный боевыми командирами, неверный и исправить положение можно только личной храбростью членов КПСС. Увы, часто такие призывы заканчивались бессмысленной гибелью самых отважных, поверивших в клич политрука коммунистов. Свидетельства участников Великой Отечественной войны доказывают, что, за редким исключением, мощнейшая действенность политработы была вымыслом самих же политработников. Понимало это и правительство. Конечно, говорить о политорганах в негативном плане в те времена, мягко говоря, было не принято, но в конце войны «главный комиссар» фронта обычно был в чине не выше генерала-лейтенанта, а вот отдельными родами войск командовали, как правило, генерал-полковники.

ГВПУ ВС РФ

После Победы положение изменилось коренным образом. Привыкшие к красноречию бывшие политические работники оказались не только во главе армии, но и государства. С этого момента и начинается явное разделение, если не сказать противостояние политработников и командиров. Следует вспомнить, что политруки во времена СССР имели даже собственные кадровые органы и не зависели от командиров-единоначальников.

Главным оружием политработников в этом противостоянии была партийная комиссия. Если командир никак не мог повлиять на продвижение политработника по карьерной лестнице, то судьба самого командира целиком и полностью зависела от мнения этой самой комиссии. Неугодные получали выговор по партийной линии, после чего о продвижении по службе можно было забыть. Военные историки сегодня считают, что перед политработниками ставилась негласная задача: всеми силами препятствовать созданию в Вооруженных силах корпоративного духа, консолидации командного состава армии и флота.

К чему это привело, страна увидела в 1991 году. Во время августовских событий военная элита никак и ничем себя не проявила. Офицерский корпус, к сожалению, стал лишь безмолвным свидетелем сначала распада, а затем и гибели ВС СССР. В результате распрей на основе «политической принадлежности» и «верности политики партии» были ликвидированы и сами политорганы, а вместе с ними, казалось бы, ушли в небытие и  комиссары. Но события последних двух лет заставляют задуматься: а не приведет ли создание ГВПУ в Вооруженных силах и последующее распространение опыта на другие силовые структуры к реанимации политорганов и началу тотального партийного контроля? И, конечно, установить такой контроль пожелает правящая партия.

Эмблема ГВПУ

Государство, бесспорно, должно осуществлять контроль над Вооруженными силами – таково условие существования демократического строя. Однако всеми силами следует избегать тех форм и методов политической работы в армии, которые были в нашем недалеком прошлом. Говорят, на ошибках учатся, однако за 30 лет не была проанализирована деятельность политотделов в армии, не была дана однозначная оценка результативности работы политических структур. Хочется надеяться на новые подходы к столь важному делу. Станет ли ГВПУ инструментом консолидации ВС РФ или реанимирует старые методы работы, покажет ближайшее время.

 

Скачать таблицу свободных мест в санаториях на 2022 (ссылка ниже)

 


Статья от
09.12.2020
Автор
Василий Егоров
07.12.2020

Комментарии  

+1 Михаил Иванович
"Не надо мыслить узко, товарищи... Не любит политработников глупый и недалекий бывший техник или командир, который не смог вписаться в нормальную совместную службу, у которого командир был никакой и политработник такой же. Не может у хорошего командира быть плохой и нерадивый политработник и наоборот. Плохо выполняет часть учебные и боевые задачи, плохая воинская дисциплина и никакая строевая подготовка - виноваты оба, и командир и политработник. И не надо сегодня говорить: вот я был отличный командир, а мне попался плохой политработник. Это как мужчина жалуется на свою жену, а на поверку - мужик он никакой... У отличных командиров отличные были политработники и наоборот у плохих командиров были хреновые политработники. По другому не бывает...
14.01.2021 15:35 Сообщить модератору
0 Владимир Мельничнов
Политкомиссары - трепачи и провокаторы, отрыжка двоевластия, расшатывающего армию изнутри. Нечего делать им в армии!.. Вспоминаю нашего гондона и стукача, проповедника материалов "исторических" партсъездов и "эпохальных" пленумов. Не приведи Господь, служить с такими, а воевать плечом к плечу- и подавно! Да, психологи должны быть в подразделениях - на батальонном уровне, включая женщин психологов. Кстати, и священников надо попросить на выход из армии, потому как вряд ли татарин согласится исповедоваться и причащаться у православного служителя, а русский - у муллы. Кроме русского и татарина, есть ещё и военнослужащие других национальностей, которые исповедуют совсем другую веру. Руководящая и направляющая, бывшая единственной и неповторимой в своём роде, давно сдриснула, а при теперешней многопартЕйной системе эти политработнички как пауки в банке будут вести себя, каждый проталкивая "единственно верную" линию, внося полный раздрай. По большому счёту, все бы партии вообще в стране запретить. Нет, не диктатуру вновь объявить, которая была при капеэсэс, с тотальным контролем, таким, что пёрнуть нельзя было без ведома парткомов. В выборных органах должны быть лишь объединения (фракции, если нравится) строго по профессиональному признаку, а не по политическим пристрастиям. Народ устал от межпартЕйных разборок и их драчки за "место по Солнцем" - в Госдуме и прочих "тёпленьких кельях". Аминь!
21.01.2023 03:21 Сообщить модератору
-2 Кирсан
Приспособленцы политработники были кого хочешь за указивку сверху привлекут и растопчут-вот и всё ваше предназначение: никаких принципов и морали
22.01.2021 14:22 Сообщить модератору
0 Автандил
Приспособленцы были среди всех категорий офицерского состава. И среди командиров, и среди политработников. Только тупой и ограниченный этого не понимает.
Какие офицеры - такие командиры, такие и политработники. Они из одного теста сделаны...
23.01.2021 16:36 Сообщить модератору
0 Кирсан
Не надо всех под одно тесто. Как военные-профессионалы, политработники были 0, а вот бегать закладывать начальству по мелочёвке-это было в крови, мелко и гадко. Чего теперь себя, любимых, превозносить? Просто, история выбросила вас за борт, в никуда. Политработники считали, что социалистический строй сам по себе стоит, существует и выстоит, а политработники -так, жили сами по себе и для себя...Так не бывает. Само по себе ничто не может существовать. Или делаешь что-то или просто пустозвонством занимаешься-вот и просвистели всё!
24.01.2021 08:55 Сообщить модератору
+1 Автандил
Уважаемый "Кирсан", прочитал я очередное Ваше злобное послание в мой адрес. Сначала очередной раз удивился Вашему хамству, а потом уже в конце Вы объяснили всё сами: да Вы вообще то и не офицер в нормальном понимании. В Вас мало что офицерского. Вы же кабинетный офицер... Вам не знакомо понятие "офицерская честь"... Да Вам не политработников надо в заместители и в воспитатели, а "вертухаев" в надзиратели... Вы офицеров боевых офицеров и политработников соответствующих только в кино, вероятно, и видели... Вы делали коды, не зная, что командир ими мог воспользоваться только совместно с заместителем по политчасти. И боевых замполитов этому учили как и специальной правительственной связи и работе в ней. О чём с Вами, ограниченным рамками кабинетной службы, можно разговаривать?
И прочитав Ваше жалкое хамство мне стало стыдно, что я, капитан первого ранга, кандидат психологических наук, почти доктор социологических наук, опустился до спора с таким жалким подобием советского, русского офицера...
26.01.2021 17:06 Сообщить модератору
0 Кирсан
Какой из вас психолог?! Вы необразованный хам!- вот и всё ваше звание.
26.01.2021 19:09 Сообщить модератору
+1 Автандил
О политработниках - "ноль" как военных.
Когда я служил в Главном управлении воспитательной работы 1 замом начальника Управления был бывший командующий танковой армии генерал-лейтенант Богданов. Мало командного и офицерского опыта для политработника?
24.01.2021 22:03 Сообщить модератору
0 Михаил Иванович
"Если же для поднятия духа военнослужащих, воспитания чувства патриотизма, любви к Родине, чувства сплочённость для решения поставленных целей и задач по повышению боеготовности подразделения и т.д. То такой специалист нужен, будь он комиссар, зам командира по воспитательной работе или идеолог. Когда командир и его зам (комиссар) работают в тандеме, в подразделении всегда порядок."
Многие путают партийную работу и политическую работу. Были секретари парткомов. бюро и т.д. и т.п. Да партия влияла, но не только в армии, а во всех сферах жизни. Практически она узурпировала власть. Вот этого допустить нельзя (Хотя ЕР прёт полным ходом к захвату власти).
И политработники наравне со всеми несли БД, "ходили в бой", и командиры, инженеры проводили воспитательную работу. Это зависело от знаний, умений и мастерства личности.
В другом месте и политработники были трепачами, пустышками, непорядочными людьми и командиры дуболомами, дубинами стоеросовыми, некомпетентными,безграмотными, дискредитировавшими звание офицера.Это всё частности, кто с чем столкнулся, так и судит. Необходимо смотреть в корень. Как должно быть и к этому стремиться. Партия занимается идеологией и не вмешивается в управление, инженеры эксплуатируют вооружение и технику, командиры управляют в тандеме с политработниками (это лишняя пара рук, амортизатор вынужденных жёстких приказов и т.д.). Каждый занимается своим делом.
Китай учёл ошибки прошлых лет, теперь можно у них поучиться. Как видим у них вроде бы не плохо получается...
14.01.2021 15:31 Сообщить модератору
0 ввм
"Уважаемый" Василий Егоров. Вы написали такой бред. Откуда вы все это взяли? если из своей головы, то пора вам лечиться от маразма. Больше мне сказать нечего
29.12.2020 19:28 Сообщить модератору
0 Сергей В.
"Военные историки сегодня считают, что перед политработниками ставилась негласная задача: всеми силами препятствовать созданию в Вооруженных силах корпоративного духа, консолидации командного состава армии и флота" (конец цитаты).
Среди той чуши, которую написал автор статьи, этот бред мне особенно понравился. Какие "военные историки"? Не антисоветчики типа Денисова или Сванидзе? Туманная формулировка "негласная задача". 29 лет прослужил в армии. Служил в серьёзных органах военного управления - в штабе дивизии, в штабе военного округа. Ни разу, ни в какой форме, ни каких собраниях, совещаниях, заседаниях Военных Советов, ни в каких закрытых сборниках не было даже намёка на такую задачу. Вот так создаётся вторая реальность. То, что мы видели и то, что они придумывают. Автору - "неуд" за введение людей в заблуждение.
18.12.2020 04:17 Сообщить модератору
+1 Владимир
Ознакомившись со всеми до сегодняшнего дня комментариями на счет нужен ли заместитель командира по политической части в настоящее время, понял, что категорически "НЕ НУЖЕН!". Одной партийной системы в государстве нет. Это отголосок прошлого. А если будет такая должность, то какой партии он будет представлять интересы! Некоторые тут пишут, что какую партию будет представлять Президент, то такие интересы будет представлять и замполит. Как это вам нравится? Во первых Президент в не партии, т.е. он выходит из партийного влияния. Во-вторых в ВС будет армия партии а не страны? В Российских Вооружённых Силах должен быть "Департамент Военно-психологической службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Департамент Военной полиции", "Департамент оперативной работы" и "Военная Прокуратура", и подчиняться они должны одному зам министру ВС РФ. Отвечают все эти Департаменты по своей линии за морально-психологическое состояние военнослужащего. Штат определяется в соответствии ранга подразделений ВС. Все эти службы должны быть в не партий, т.е. военнослужащие это государственные служащие, и у них одна задача - защита РФ от внешнего врага.
17.12.2020 11:00 Сообщить модератору
0 Автандил
Уважаемые бывшие военные. Вы можете сколько угодно спорить. Хорошо, что с вами никто не советовался, воссоздавая военно-политические органы. Как обычно корчите из себя умных, забыв почитать первоисточники. Как правильно заметил известный сатирик, "мы любим обсуждать фильмы Голливуда, не смотрев их, и до хрипоты спорить о вкусе ананаса, не попробовав его"...

Из Указа Президента РФ от 01.07.2020 Н 440.

148. Заместитель командира роты по военно-политической работе в мирное и военное время отвечает: за организацию и состояние военно-политической работы в повседневной деятельности роты, при подготовке к выполнению и выполнении ротой боевых (учебно-боевых) задач, осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности военной службы в роте; за воспитание, морально-политическое и психологическое состояние, воинскую дисциплину, военно-политическую подготовку и военно-политическое информирование личного состава роты. Основной формой его деятельности является индивидуальная работа с каждым военнослужащим. Он подчиняется командиру роты и является прямым начальником всего личного состава роты.

149. Заместитель командира роты по военно-политической работе обязан:
организовывать и проводить в роте военно-политическую работу, направленную: на формирование у военнослужащих высоких морально-политических и психологических качеств; на обеспечение глубокого понимания и поддержки личным составом государственной политики в области обороны; на укрепление единоначалия; на воспитание военнослужащих в духе патриотизма, верности воинскому долгу и Военной присяге (обязательству); на обеспечение соблюдения военнослужащими законодательства Российской Федерации и требований общевоинских уставов, беспрекословного выполнения приказов командиров (начальников); на повышение бдительности и строгое выполнение требований по защите государственной тайны;
разъяснять личному составу роты решения Президента Российской Федерации, Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации по вопросам государственной политики в области обороны, задачи роты, ее подразделений и каждого военнослужащего;
организовывать и лично проводить в роте занятия по военно-политической подготовке, военно-политическое информирование личного состава о событиях в мире и в Российской Федерации, о жизни и учебно-боевой деятельности Вооруженных Сил;
всесторонне знать личный состав роты, морально-политические и психологические качества, семейное положение, уровень образования и отношение к религии каждого военнослужащего, составлять и регулярно уточнять социально-психологическую характеристику роты; проводить мероприятия по сплочению воинского коллектива роты, принимать участие в формировании расчетов, экипажей, отделений;
обучать офицеров, прапорщиков и сержантов роты методике индивидуальной работы с подчиненным личным составом;
участвовать в составлении расписания занятий на неделю; организовывать и проводить в роте работу по воинскому воспитанию, формированию у военнослужащих морально-политической и психологической готовности к выполнению поставленных задач;
участвовать в подведении итогов боевой подготовки, состояния воинской дисциплины и внутреннего порядка, внутренней и караульной служб, безопасности военной службы; изучать и распространять опыт классных специалистов и лучших расчетов, экипажей и отделений;
анализировать состояние воинской дисциплины в роте, причины преступлений и происшествий, вести учет дисциплинарных проступков;
проводить в роте мероприятия по укреплению воинской дисциплины, предупреждению правонарушений, отклонений в поведении военнослужащих и по предотвращению наркомании;
формировать у военнослужащих ответственность за выполнение требований безопасности военной службы;
проводить правовое обучение (правовое воспитание) личного состава роты, организовывать доведение до подчиненного личного состава приказов (материалов) об осуждении военнослужащих;
периодически присутствовать на подъеме и вечерней поверке в роте;
проводить мероприятия по нравственному, физическому и эстетическому воспитанию личного состава роты, организовывать досуг личного состава роты и спортивно-массовые мероприятия, руководить ротной художественной самодеятельностью;
содействовать проведению работы с верующими военнослужащими;
осуществлять подбор, обучение и организацию работы актива роты; повседневно руководить работой совета комнаты информирования и досуга, редколлегии ротной стенной газеты и редакторов боевых листков;
знать нужды и запросы личного состава роты, принимать меры по разрешению обращений (предложений, заявлений или жалоб) военнослужащих, поддерживать связь с родными и близкими солдат и сержантов, проходящих военную службу по призыву, а также с организациями, в которых они учились, работали до призыва на военную службу;
организовывать своевременное получение и применение по назначению технических средств военно-политической работы и культурно-досугового имущества роты, уметь применять указанные средства при проведении мероприятий военно-политической работы, ежемесячно проверять наличие и техническое состояние этих средств;
знать материальную часть, правила эксплуатации вооружения, военной и специальной техники роты и уверенно владеть ими;
своевременно докладывать командиру роты и заместителю командира батальона по военно-политической работе о воинской дисциплине в роте, морально-политическом и психологическом состоянии личного состава и проводимой военно-политической работе.

Иногда бывает стыдно читать бред некоторых умников. Еще раз повторю: заместитель он и есть заместитель. Нет больше карающего меча партийной организации и парткомиссий. Никто единоначалие не отменял. Главный - командир. Как он организует такова и будет вся служба.

Замполиты нужны командирам и личному составу. Изучайте службу войск противника. У них нет замполитов, но военно-патриотическая работа, идеологическая и информационная поставлена не хуже, чем у нас, а в чем то и лучше.

И ввели заместителей по военно-политической работе потому, что они прежде нужны командирам.
16.12.2020 17:44 Сообщить модератору
-1 Петр Иванович
"Иногда бывает стыдно читать бред некоторых умников. Еще раз повторю: заместитель он и есть заместитель. Нет больше карающего меча партийной организации и парткомиссий. Никто единоначалие не отменял. Главный - командир. Как он организует такова и будет вся служба". Правильно сделал основной вывод автор комментария - Главный - командир! А это значит, что командир за все в ответе! А заместитель так и будет отвечать за советы и собрания! Вспомните старую армейскую поговорку: "Хочешь завалить дело, поручи его двоим!" И будь уверен, что ни кто, ничего не сделает беспрекословно, вовремя и в срок.
16.12.2020 22:54 Сообщить модератору
+1 Владимир
Введение института политработников нужно руководству страны и, конкретно, правящей верхушке как система сдержек и противовесов. Разделяй и властвуй один из основных принципов построения государства. Почитайте Макиавелли "Государь". Там все изложено для понимания военными. .Приписываемых Салтыкову-Щедрину слов - "На патриотизм стали напирать. Видимо, проворовались." , подтверждения я не нашел. Но русский поэт Жемчужников А.М. написал в своей поэме: ":Хоть грабит патриот не каждый,
Но что ни вор, то — патриот."
Так что все эти изыски по созданию системы политработников это ширма слов для воровства и одурачивания народа. К сожалению, другой системы по управлению государством не существует.
.
16.12.2020 11:40 Сообщить модератору
+2 Автандил
Какая глупость! "Ширма для воровства и одурачивания народа" - это Ваша больная фантазия. Вы, Батенька, мало что понимаете в том, что было и что происходит. Хотя и цитаты приводите интересные.
16.12.2020 17:30 Сообщить модератору
-1 Олег Александрович С
Вопрос в статье поставлен глобальный, и неправильный. Политрук - политический руководитель. Глава государства - политик, а значит политрук в армии должен быть главнее командира части, а иначе получается, что командир может свои решения ставить выше проводимой государственной политики. Такого быть не может! Страна распалась из-за единственного пункта в уставе КПСС - это демократический централизм, при котором меньшинство командовало большинством. В современной армии не может быть политрука по двум причинам: 1) Армия наёмная. 2) Нет государственной идеологии. Политики без идеологии не бывает. Тысячелетняя история [..] показала слабость наёмных войск. Ну а что касается "плохих" замполитов, то их не больше чем дуболомов-командиров, служивших исповедуя один единственный принцип :-"Я начальник, - ты дурак!" Личность всегда определяла, а не должность!!!
15.12.2020 19:29 Сообщить модератору
0 Юрий Леонидович
"... Страна распалась из-за единственного пункта в уставе КПСС - это демократический централизм, при котором меньшинство командовало большинством."

Неверно! Страна распалась из-за неспособности КПСС свести концы с концами после того как Саудовская Аравия по просьбе США обрушила цены на нефть. Возник острый дефицит валюты на которую за рубежом закупалась значительная часть ресурсов для СССР. При этом регулярно проводимые партсобрания в ВС и на промышленных предприятиях компенсировать этот дефицит ресурсов не смогли. И все это на фоне исправно функционирующих спецраспределителей для партийной элиты, которая потеряла интерес к самой идее социализма и нуждалась в смене строя для вложения аккумулированных средств с целью личного обогащения. Именно отсюда огромное количество частных банков в рухнувшей стране.
10.01.2021 20:34 Сообщить модератору
+1 ЕВГЕНИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
О статье. Это ремейк, скажем так, его же статьи 2002 года "Разложение единоначалия" в интернете в "Независимом военном обозрении". Моя оценка - Ходарёнок, бывший советский полковник, офицер Главного штаба ПВО СА, которого вырастили эти самые замполиты (без одобрения политических начальников просто не было служебного роста), переплюнул всех конкурентов, даже профессиональных, в охаивании компартии (в РККА и СА это были структуры партии), доказывая, что огромные потери в ходе Великой Отечественной [..]ы обусловлены наличием комиссаров и политорганов. При этом весьма одобрительно отзываясь о геббельсовской пропагандистской машине, результатом воздействия которой было мужественное и дисциплинированное поведение гитлеровских солдат до конца [..]ы....
Можно даже извинить его за незнание истории политорганов. Но рассказывая об идеологическом аппарате вермахта, надо было и уточнить, что для комиссаров [..]а началась за две недели до 22 июня - 6 июня 1941 года. Гитлер, пока не подписал директиву об уничтожении на месте попавших в плен большевистских комиссаров, видимо не чувствовал полной готовности к началу [..]ы с СССР:
Википедия. Директива ОКВ №44822/41 от 6 июня 1941 года «Указания об обращении с политическими комиссарами»: … В приложение к указу фюрера от 14.5 о применении военной подсудности в районе «Барбаросса» направляются «Указания об обращении с политическими комиссарами». …В борьбе с большевизмом на соблюдение врагом принципов гуманности или международного права рассчитывать нельзя! Особенно жестокого и диктуемого ненавистью бесчеловечного обращения с нашими военнопленными следует ожидать от всякого рода комиссаров, этих подлинных носителей сопротивления...
Иного мнения от Ходарёнка почему - то и непосредственные участники той [..]ы. Википедия. Генерал – майор танковых войск вермахта, во время Второй мировой [..]ы занимал различные штабные должности сначала в пехотных, а затем в танковых соединениях), в своей книге «Бронированный кулак вермахта» пишет: «… следует учитывать, что партия и ее органы обладают в Красной Армии огромным влиянием. Почти все комиссары являются жителями городов и выходцами из рабочего класса. Их отвага граничит с безрассудством, эти люди очень умные и решительные. Им удалось создать в русской армии то, чего ей не доставало в Первую мировую [..]у, — железную дисциплину».... Википедия. Пауль Карель, немецкий дипломат, журналист и писатель. Был руководящим чиновником и функционером нацистской пропаганды в МИДе Третьего Рейха, пресс- атташе министра иностранных дел Риббентропа, офицером СС в звании оберштурмбанфюрер (майор).
После [..]ы — журналист и литератор, автор популярных книг (в том числе переведённых на русский язык) о Второй мировой [..]е. В книге «Восточный фронт» он осмысливал роль комиссаров так: … В действительности комиссары были политически активные и надежные солдаты, чей общий уровень образования был выше, чем у большинства советских офицеров… Он должен быть в состоянии самостоятельно решать чисто боевые задачи… политрук роты стать командиром роты, комиссар дивизии – командиром дивизии…».

Но, как читателю, мне интересен другой момент: Не высказывая сомнения, а охаивая историю политорганов КПСС, Ходарёнок здесь же высказывает опасение современными решениями руководства России и Вооруженных сил о создании военно - политических структур. При том, что на момент создания военно - политических структур, начальник ГВПУ вполне конкретно пояснил разницу между прежними и вновь созданными структурами по работе с личным составом.
15.12.2020 06:57 Сообщить модератору
+2 ЕВГЕНИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
О комментах. Большинство из них не отвечают на поставленный вопрос, а выражают личное мнение каждого о конкретном человеке, его способности быть политработником. В этой связи, как кадровый политработник, могу сказать. что выпускников политучилищ в войсках и на флоте было менее половины от штатной численности, остальные были из командиров и прочих категорий армейских начальников, рвавшихся в инженеры человеческих душ. Среди коллег, выпускников политучилищ были и способные (здесь даже фамилии называют) и прочие. По поводу обязанностей копья ломать смысла нет, поскольку они определялись Уставом, утвержденным Президиумом Верховного совета СССР, высшим органом государственной власти. Всё остальное определялось личными взаимоотношениями.
15.12.2020 06:08 Сообщить модератору
+2 Sergei
Обосрать, всё просто. Когда командиры выбегали перед боевой бригадой, с соплями и слюнями рвали партийные билеты, орали, час я рванусь в рост по должностям. А результат через полгода увольняли с армии за неуставные в отношении солдат, а иных за дискредитацию. Таких командиров в армии было не один, ни два, а десятки и сотни. А вы всё валите на замполитов. Сколько замполитов встав на командирские должности сделали карьеру командира, Командиры делали карьеру на должностях политработников, а что ВЫ про них молчите. Или они не политработники. У нас 4 человека политработников было из командиров. Зам начпо был мужик с большой буквы, из командиров, а остальных трое проще застрелить, чтоб не позорили звание замполита. Возьмите устав и почитайте обязанности, а затем их выполните. Совмещая с выполнением остальных задач. У нас в бригаде направление гранатомётчиков всегда было замполитовским. А это РПГ-7, РПГ-16, АГС, СПГ-9, и т.д. Ротный говорил так. Если закончил Новосибирское политическое училище, нечему тебя учить. Всё умеешь. Так что прежде чем поносить всех разберитесь, Политработники были и из числа командиров и такие сво...
14.12.2020 17:29 Сообщить модератору
+1 Автандил
Всё правильно, Сегей! Поносит политработников тот кому не повезло в службе. Кому не повезло встретить достойных командиров, при которых политработники исполняют свой долг как и положено офицеру.
14.12.2020 18:07 Сообщить модератору
+2 Владимир Иванович
Цель этой дискуссии не компрометация бывшего названия должности "заместитель командира по политической части", а создание новой, современной службы в Российской Армии, которая обеспечила бы подготовку военнослужащего к выполнению боевых задач решаемых морально-психологическим обеспечением, К комплексу мероприятий относятся такие понятия, как морально-психологическое состояние и морально-психологическая подготовка военнослужащего в условиях современной [..]ы и в мирного времени. И особенно я бы выделил психологическую подготовку как систему мероприятий, проводимых с военнослужащими с целью подготовки их в моральном и психологическом плане к участию в боевых действиях и успешному выполнению поставленных боевых задач в мирное и военное время. И одна из главных целей морально-психологической подготовки является "мотивация", заключающаяся в готовности военнослужащего вступить в бой, в стремлении победить, в проявлении чувства ответственности за результативность боя. Мобилизующее воздействие ( мотивация) также выражается в повышении психического напряжения, которое позволяет военнослужащему сконцентрироваться на решении боевой задачи и помогает преодолеть различные страхи, связанные с инстинктом самосохранения, возникающие в боевой обстановке («танкобоязнь», «самолётобоязнь», «боязнь высоты», «водобоязнь» и т. д.), которые могут сковать действия и решительность военнослужащего. А так же не мало важным является состояние военнослужащего после боя или после [..]ы. Морально-психологическое обеспечение является непрерывной системой мероприятий и служит необходимой основой для процесса морально-психологической подготовки военнослужащих. И эти вопросы в армии могут решить только "институт морально-психологической службы военнослужащего", т.е. военные психологи а не замполиты. Эта служба является одним из инструментов командира в уверенности его в том, что подготовленный военнослужащий в морально-психологическом отношении выполнит поставленную перед ним боевую задачу по защите России от внешнего врага. А "политическая составляющая" в современных условиях .заключается в моральных качествах военнослужащего, подготовленного семьёй, школой и скорректированной военным психологом, а не политическим специалистом (какой либо партией, группой, сектой и т.д.). Я за "Военно-психологическую службу Вооруженных Сил Российской Федерации"
14.12.2020 11:07 Сообщить модератору
+3 Владимир Иванович
Опираясь на свой опыт службы скажу кратко: 1. Слово "замполит" и такая должность должны исчезнуть из армейской среды как несостоявшаяся и не оправдавшаяся должность после военного периода. 2. Вместо неё нужна специальная психологическая армейская (военная) служба в которой должны работать (служить) только специалисты имеющие специальное образование "военный психолог". Не исключаю, что в составе войск необходимы и практические психологи — специалисты, оказывающие психологическую помощь (психологические услуги) населению в ситуациях, требующих психологического вмешательства или использования специальных знаний и технологий. Поддерживаю создание не политических органов у силовиков, а опираясь на опыт вооруженного конфликта в Чечне создать в своей структуре также институт психологической службы. Те меры психологического отбора, которые были предприняты в тот период были не профессиональными в военном применении. И еще раз хочу обратить внимание на то, что в этой службе в войсках должны служить и работать только практические военные психологи, имеющие специальную военную подготовку. Вводиться и называться она должна, начиная от батальона - "Начальник психологической службы батальона (полка, дивизии и т.д.)", Ответственность такой службы - оценить психологическое состояние военнослужащего, проводить психологический отбор по специальности, психологическую подготовку военнослужащего к выполнению боевой задачи, исследования, контроль и подведение итогов выполнения боевой задачи в составе подразделения, и т.д. Психологи или такая служба на поставленные задачи командования сможет определиться в вопросах ответственности за состояние военнослужащего и в целом подразделения в выполнении задач поставленных перед ними командованием.
12.12.2020 11:19 Сообщить модератору
+4 Николай Петрович
За 27 лет службы в Советской Армии мало встретил порядочных политработников. Среди них были хорошие, честные офицеры, но принципы работы (службы) вносили в коллективы раздражение и насмешки над их действиями. Не встречал среди них хороших специалистов военного дела. Любили говорить обо всем, но в тоже время ни о чем. Считаю, что они стояли в первых рядах развала Советской Армии. Многие сразу - же вступили в другие партии, возникшие после распада Союза ССР. Такие политработники не нужны в Армии РФ.
11.12.2020 21:55 Сообщить модератору
+2 Владимир
Вы правы! Если в РККА политруки говорили: Делай как я!, то в СА замполиты говорили: Делай, как я сказал! В этом заложен процесс воспитательной работы политработника
16.12.2020 11:22 Сообщить модератору
+1 Анатолий
Согласен и хочу добавить. 1. Проводить политико-воспитательную работу в подразделениях будут не они, а опять командиры подразделений. 2. За успехи в выполнении задач первыми в очередь за наградами (поощрения, квартиры и т.д.) встанут политработники. 3. При неуспехах или замечаниях в подразделениях всю вину возложат на командира подразделения, а они вроде бы и ни при чём. 4. Опять возродится написание планов ПВР командирами подразделений всех уровней и на подпись политработнику. Можно конечно добавить и ещё. Командиры конечно понимают о чём речь .Всё вернётся на прежний уровень со своим партийно-политическим маразмом.
16.12.2020 08:54 Сообщить модератору
+2 Владимир
Боевые листки, стен. газеты, смотр Ленинских комнат. А там недалеко до конспектирования гениальных речей Президента, съездов Единой России, внесения в Конституцию о направляющей и руководящей роли. Приехали!!!
16.12.2020 11:19 Сообщить модератору
0 Petr Makovenko
Ау!!!
Замполитом нужно родиться ... И про казарму все знать и как дома ждут ли солдата ...да и как в быту ...все командир не узнае без Замполита За 25 лет встречал толковых и преданных своему долгу людей! Всё шло от спайки Командира с Замполитом . Если они с большой буквы
Уследить за внутренним состоянием солдата ,да и офицера сложно ,но нужно ,ради их благополучия! Мне повезло с Замполитами
11.12.2020 18:04 Сообщить модератору
+2 Андрей Владимирович
Мальчишки, в 17 лет поступающие в военные училища, идут за своей мальчишеской мечтой. У них нет жизненного опыта, меркантильных устремлений желания сидеть на тёплом месте, но есть МЕЧТА. Кто-то бредит морем - и становится военным моряком, кто-то живет небом и высотой - становится военным летчиком, кто-то мечтает только о технике - становится танкистом или артиллеристом, дворовые заводилы и непоседы идут в пехотные командиры. Ну не поверю в то, что неиспорченный, восторженный мальчишка в 17 лет мечтает стать замполитом. Это его мечта? Быть трепачём, за все переживать и ни за что не отвечать? Те не менее, вакансий замполитов в СА и ВС РФ не помню. Откуда они взялись? Да из 17 летних "прошареных" мальчишек, не мечтающих о настоящей военной карьере, а понимающих, что в жизни главное - удачно устроиться, например, замполитом. И т.д.
11.12.2020 12:54 Сообщить модератору
+1 дмитрий
замполиты разные... я после выпуска (в свои 23 года) так бы тебя "замотал" (имею ввиду литературу, искусство, психологию), что ты бы рот раскрыл и не закрывал долгое время... и многих своих подчиненных за долгую службу поднял от уровня неандертальца до вполне осознанного защитника Отечества, а командирский апломб (на всех уровнях командования) просто зашкаливал...попадались и приличные командиры, которые понимали-без грамотного замполита-они, технари, - несостоявшиеся наполеоны...
14.12.2020 08:38 Сообщить модератору
+3 Кирсан
Ну везде вы на переднем плане, все остальные неандртальцы и несостоявшиеся наполеоны. Сама история жизни выбросила вас за борт и успокойтесь и дай Бог, чтобы подобное возвращение замполитов, таких, как в вашем лице, никогда больше не состоялось! Успокойтесь и угомонитесь.
14.12.2020 11:00 Сообщить модератору
+4 Агануров
Автор статьи не в теме. Он, например" , знает, кто входил в состав парткомиссии и как её использовали именно командиры воинских частей в целях укрепления дисциплины ? - За что привлекали к партийной ответственности? Автор считает, что лучше , как в армии суверенной России в 1990-х гг., ходить по судам, чтобы там решали, насколько справедливо распределяют наряды по службе Увы, и среди командиров и в советское время были люди, которые не отличались умением руководить подчинёнными, в том числе политработниками. Но в конфликтных ситуациях, за редким исключением, политработника редко оправдывали. Единоначалие есть единоначалие, даже если командир - слюнтяй. Или, скажем, чем был плох , например, замполит роты Александр Демаков, который в Афгане остался прикрывать отход роты и погиб, подорвав себя гранатой? Я знал этого замечательного офицера , когда он был ещё курсантом - сержантом - не менее замечательным. Не надо никого обижать огульным подходом - ни командиров , ни политработников. Помню, был свидетелем дискуссии между зампотехом батальона К. и политработником в общем вагоне поезда. Работая на публику, К. почём зря крыл политработников, пока не получил оплеуху в виде информации о том, что он, оказывается, продавал запчасти с Уралов гражданским. Тот сразу притих, а только спросил: а ты откуда знаешь?. Хорошие политработники знали много и, бывало, уберегали вот таких нерадивых военных от тюрьмы, хотя его надо было сажать. Не захотели вешать ЧП на часть. Дружная работа командира и политработника шла только на пользу делу. Они делали одно общее дело и служили Отечеству. Политработников первыми бросили на произвол судьбы, и если многие из них не пропали и не спились и в неведомом мире, значит, это были востребованные и сильные люди.
11.12.2020 16:57 Сообщить модератору
+2 ВасилийАлександрович
Тема поднята серьёзная.
Сам прошёл службу срочную, сверхсрочную и закончил офицером. Много видел разных командиров и политработников. Были просто мерзавцы (одни и другие), были и идеалы. Командир части одних политработников называл "замполитами", а других "комиссарами", которые решали все вопросы и не боялись взять всю ответственность на себя, даже ответственность за командира подразделения. Они взваливали такие ноши на свои плечи, что другим было не под силу. Были душей подразделений. Военнослужащие от рядовых до офицеров и члены их семей тянулись к ним. Они не боялись правду сказать в глаза даже свои начальникам, вскрывали все недостатки. За это я сам получал взыскания как по партийной линии. Но, когда распался СССР, моя партийная карточка была чиста.
Главное необходимо четко понять для чего нужен политработник. Если для продвижения идей правящей партии государства в жизнь армии, то таких категорически не должно быть.
Если же для поднятия духа военнослужащих, воспитания чувства патриотизма, любви к Родине, чувства сплочённость для решения поставленных целей и задач по повышению боеготовности подразделения и т.д. То такой специалист нужен, будь он комиссар, зам командира по воспитательной работе или идеолог. Когда командир и его зам (комиссар) работают в тандеме, в подразделении всегда порядок. Если же нет, то и порядка нет.
Во все времена Армия была, есть и будет орудием государства, его оплот и защитник. Поэтому, лицо (зам командира), как бы его не назвали, свою деятельность обязан направить на воспитание людей любви и патриотизму к Родине, защите государственных интересов, воспитанию чести и достоинства, выполнению поставленных задач перед подразделением.
На счет Волкогонова и его подобных, так это единицы. То же самое, можно сказать и за Ельцина, когда нужен был партбилет, был ярым коммунистом, а при первой же возможности, сразу же прекрасился, партбилет бросил, Союз с Крымом пропил. Вот поэтому, и должны быть замы, что бы в будущем не было таких "Волкогоновых, Ельцыных и им подобных".
11.12.2020 10:28 Сообщить модератору
+2 Игорь
Для меня замполит-Игорь(тезка)Станкевич -служили вместе)он герой России,из тех,кто подхватил,и повёл...
11.12.2020 06:32 Сообщить модератору
0 Эдуард Трускалов
Закончил НВВПОУ в 1997 году. Всю жизнь свою прослужил в должностях политработника, офицера-воспитателя, закончил службу помощником командующего по связям с общественностью и СМИ. Разных видел политработников и могу разделить 2 стороны одной медали для служивших в Армии СССР и России. От работы некоторых политработников был в ужасе сам, а от работы некоторых восхищался! Сколько семей было спасено от разводов благодаря умелой работе классных офицеров-политработников! Сколько людских проблем(офицеров и членов их семей, гражданского персонала и детей) на психологическом уровне было разрешено благодаря работе прекрасных политработников! Насчет материальной стороны иногда был в шоке, так как устаревшие плакаты поступали иногда через много лет после их заказа с хранилищ наших военных баз ТСО. Много денег уходило на оборудование и вечное переоборудование комнат досуга личного состава лишь из-за того, что не было четкого понимания цвета стен, размера и тематического наполнения стендов в комнатах досуга и на территории воинских частей. Помню наши перепалки с командиром после развала СССР и именно тогда он показал свое истинное лицо бывшего коммуниста - стал требовать и буквально вымогать деньги с офицеров и солдат за все, что можно! Но были и другие командиры - Сергей Агафонов, Владимир Чепрасов, Анатолий Середин, Сергей Ткаленко, и другие, которые поддерживали меня и то, что я делал в части, помогали чем могли в те времена, когда по пол года нам не платили жалованья от нашего любимого государства. Здесь, господа офицеры - как и с какой стороны посмотреть! Для кого из Вас было служить за честь и славу Родины, а для кого-то успеть отхватить от Родины то, что можно! Сейчас сложно что-то сказать о поличиеском воспитании молодежи, а тем более солдат! Вон украиских детишек как переломали политики, что они ненавидят россиян, как своих врагов! Политика всецело зхависит от государства, а вот политруки - проводники политики Государства! Как государство скажет и направит - так и пойдет молодежь! А сейчас основное направление для молодежи - заработать бабки, бабки, бабки! Раньше можно было быть примером для людей самому - регулярное и стабильное жалованье позволяло ЖИТЬ и содерджать семью без проблем. У гражданских людей тоже все было стабильно и выверенно. Сейчас это становится все проблемней и проблемней! Нет стабильности в финансах, нет стабильности в отношениях! Нет стабильности России на политической арене! Почему проигрывают наши спортсмены в футбол и хоккей? Нет ребята, не потому, что Российские команды слабые, а потому, что откаты получают больше, чем им платит государство Российское! Хотя платит прилично, но..... для них бабки важнеее слова ПОБЕДА ! Обидно будет, если в реальном бою солдату дадут кучу бабла иностранного в бумажках с лицами американских президентов и он повернет свое оружие против своих! Это страшно! Если не прав - извините! Написал все, что на душе творится сегодня! Нет стабильности для жены, детей и внуков! А в голове - сумбур творится такой, что не в сказке сказать, ни пером описать! Если вдруг мои солуживцы или прочтут написанное выше - звонитне - всегда рад Вам, мои дорогие и любимые 89039019494 Эдуард Трускалов (г.Новосибирск).
10.12.2020 18:47 Сообщить модератору
0 Автандил
Идеологическая работа во всех армиях мира - это важная составляющая в обеспечении боеспособности личного состава. Готовность военного умереть за свою страну не берется ниоткуда, она формируется военно-идеологической работой профессионалов, специалистов по информационной, психологической работе. До 1971 г, до прибытия в войска первых выпускников военно-политических училищ, в которых готовились профессиональные политработники-офицеры для конкретных видов вооруженных сил, в политработники большей частью отправляли неудачников всех воинских специальностей. Увольнять - жалко, семья, дети. Да бестолковый, но ведь человек неплохой... А иногда и сволочь последняя, всё одно - в политработники. Зачастую политработник был карикатурой на советского офицера...
Хотя были всякие. В 153 отдельной бригаде подводных лодок в Севастополе начальником политотдела был капитан 1 ранга Капустин Николай Иванович. Политработник, комиссар с большой буквы. Его чтила и любила вся бригада. Ушел на достойное повышение на Северный флот.
Пришел вместо него с Камчатки замначальника политотдела флотилии подводных лодок капитан 1 ранга Козырь Владимир Николаевич - лжец и подлец, негодяй, вор, пьяница и алкоголик запойный, бабник, подхалим и лизоблюд. Его в конце концов сняли с должности с позором. Но сколько он крови попил честным и порядочным офицерам, как командирам, так и политработникам... Как он смог стать политработником?!
Армия и флот - это отражение нашего общества, полный срез моральный и нравственный нашего народа.
Военно-политические училища стали готовить офицеров-политработников совсем иного качества. И в большинстве своем они оправдали возложенную на них ответственность. Качество политической работы повысилось. Но, по опыту, всё равно в процессе службы у всех карьера офицеров-политработников шла по разному. Но положительных примеров отношения к службе, обратного отношения к офицерам-политработникам стало намного больше. Хотя процентов 10%, это очень приблизительно, глядя на на того кто со мной учился, сошли с дистанции службы досрочно. По разным причинам.
И опыт информационной, политической работы в армиях нашего противника говорит о том, что без этой работы ни одна армия мира не может быть боеспособной и победоносной.
10.12.2020 15:46 Сообщить модератору
+3 ВИКтур
Служил в СА с 1965 до 1992г. от солдата до полковника. Политработники не отвечали ни за боеготовность ни за воспитательную работу. Ответственность нёс командир. Политработники имели свои обособленные кадровые органы, дабы не было возможности влияния на их карьерный рост. Но всегда висели на шее государства, съедая большой кусок денежных средств МО. В спец командировках,сидя на шее специалистов и советников, отнимали время отдыха на никому не нужные мероприятия, парт собрания и пр. Первые возглавили принятие присяги в войсках вновь возникшим государствам после распада СССР. В общем- ТРУТНИ в армейской среде.
10.12.2020 15:15 Сообщить модератору
+2 Николай
Рот закрыл , рабочее место по тревоге собрано ... Согласен на 100 % . Интересно , как и за что и за кого эти "политрабочии" будут вдохновлять и призывать бойцов на ратные подвиги ? Зат олигархов , друзей Путина , разворовавших страну ? Какая идеология поднимет их в бой ? Идеология зелёного рубля ? Время "болтунов-политрабочих" прошло , это только нахлебники и надзиратели , ни за что не отвечающие ....
11.12.2020 15:33 Сообщить модератору
0 Sergei
Значит не было у Вас настоящего замполита. У командира нет времени заниматься психологией, педагогикой. Некогда уделять внимание каждому солдату, сержанту, прапорщику и офицеру. У него своих командирских забот полон рот. Я сам прошёл путь от солдата срочника до подполковника старшего преподавателя кафедры вооружения и стрельбы военного училища . Крайняя должность политработника офицер по пропаганде бригады ВДВ, в 90-х пришёл в училище с понижением на комвзвода. После расформирования бригады Поучаствовал в боевых действиях в Афганистане дважды, Таджикистан. Водил на [..]у группу и роту, будучи замполитом. Обучал командиров будучи замполитом роты как пользоваться некоторыми образцами вооружения. Командир батальона материл командиров, что их замполиты обучают пользоваться вооружением: БТР, БМП, ДШК и т.д. Ни один командир на меня не обижался, общаемся и в настоящее время. Солдаты срочники как писал ранее со мной общаются. Есть хорошая поговорка в семье не без урода, а чем больше семья тем больше уродов. Мне самому задержали капитана по вине начпо, хотя сам был замполитом. Так что не нужно всех под одну гребёнку равнять.
11.12.2020 13:39 Сообщить модератору
+3 Виктор Николаевич
Поностью согласен о трутнях и нахлебниках. Армия должна быть вне политики, а вот специалисты ( но без погон и полномочий) по душам солдат и офицероа должны быть! Это и психологи и священнослужители разных религий и юристы и другие. А вот комиссаров нам точно не нужно. Командир и только единоначалие и ответственность. А он уж решит с кем ему советоваться для выполнения приказа!
10.12.2020 15:39 Сообщить модератору
+3 Петр
Прежде чем вступить в полемику, хотелось бы уточнить понятие "политработник", это кто? и каковы его функции в армии? В комментариях, "политрук", "психолог", "замполит", "заместитель по воспитательной работе", - всех в одну кучу свалили и обсуждаем. Да, Красная Армия и Советская Армия были сильны своим духом и преданностью своему народу, убеждениям, Родине, и от этого и побеждали! В этом направлении работали все "политрабочие"! Сегодня, что политруки несут в подразделения, если нет идеологии, она искоренена из Конституции!? Какие идеалы нынче поднимут молодых пацанов на смерть? В таких условиях лучше уж замов ввести повсеместно, на случай безвозвратных потерь.
10.12.2020 15:08 Сообщить модератору
0 Сергей
Отменили политруков, сделали воспитателей. Никуда институт не пропадал. Интересы какой партии сейчас будут отстаивать политруки?
10.12.2020 15:01 Сообщить модератору
0 Константин
Статья написана злобным человеком. Его, наверняка, обидели политработники за какие-нибудь неблаговидные дела. Он не знает на задач, ни подробностей ополитработе и политработниках. За 30 лет службы видел много и командиров, и полиработников, и технарей, и тыловиков всяких рангов, званий и должностей. И героев достаточно, и дерьма хватало. В 91-м году видел высоких командиров ещё вчера грозивших нарушителям партийным судом, а сегодня публично рвущих партбилет. Утром 19 августа.они требовали защитить советскую власть, а уже 23 августа радостно подписывали приказы о расформировании политорганов и возбуждении уголовных дел против её, Советской власти, защитников. Меня защитил военный прокурор, написавший на заявлении кляузника-командира: "Этот офицер добросовестно выполнял свои служебные обязанности" . Нужны ли политорганы в армии? НУЖНЫ! Но защищать они должны не интересы правящей верхушки, а жизненные интересы народа и государства. Важно только сформулировать их правильно. А именно это до сих пор не произошло. Потому и не можем пристать к надёжному берегу, не можкм добиться стабильности в обществе и армии. Потому и надеемся только на Господа Бога и "хорошего Президента"!
10.12.2020 14:36 Сообщить модератору
+1 Сергей В.
Служил замполитом радиолокационной роты. Сменилось три командира. Второй оказался запойным пьяницей. Почти год (с перерывами на один-два дня, когда командир приходил в роту, а, кстати, жил он на территории части) выполнял обязанности командира роты. И бесконечные объявления "Повышенной" при приближении иранской авиации к границе, и ввод войск в Афганистан в декабре 1979-го - всё провели, ничего не завалили. И солдатам всем сохранили жизни и здоровье. Повезло, что к тому времени, когда пришлось принимать руководство ротой, у меня уже было после окончания политического училища полтора года службы с сильным умным командиром роты, у которого многому научился. Было всё это так давно - при Царе Горохе - в 70-х годах, в Туркестанском военном округе.
P.S. Командира - капитана пьяницу - в конце концов отстранили Он поехал в отпуск в Москву, попал под трамвай, погиб. Пришёл третий командир, который сказал мне: ты тут уже всё освоил, давай, командуй, а я потихоньку буду отдыхать. Хороший парень Саня - не амбициозный, не карьерист, просто ленивый.
P.P.S. На хороших командиров мне всю службу везло. Поэтому, никогда не критикую командиров. Командирский хлеб, как ни крути, самый тяжелый. С трудом припомню двух-трёх командиров, с которыми мне было тяжеловато. Два нач. ПО были отъявленными негодяями (один из них - из переученных командиров).
Всем добра.
18.12.2020 04:05 Сообщить модератору
+1 Кирсан
Кто-то явно здесь корректирует комменты и симпатизирует политработникам-очевидно, сам из них. Я больше не участвую в обсуждении.
10.12.2020 14:21 Сообщить модератору
+1 Администратор
Откорректировали только один комментарий с оскорблениями... Все остальные оставили.
10.12.2020 22:16 Сообщить модератору
+6 Sergei
Почему все валят на политработников. Они армию развалили, они страну развалили. А почему не смотрят на себя. Где вы были? Когда всё это творилось. Засунув языки в ж..... и молчали. А теперь герои. Да я замполит. До настоящего времени солдаты с которыми я прошёл Афган не взирая на национальности и границы, пишут мне, приезжают в гости, зовут меня в гости, обижаются если я не могу заехать. Да и те с которыми служил в союзе пишут.
10.12.2020 13:37 Сообщить модератору
+12 Евгений
Армия вне политики. Откуда политическое управление? И какая партия будет проводить свои интересы в ВС? Ворье из ЕР? А с росгвардией всё ясно, это аналог СС, им сам бог велел толстожопым анус вылизывать.
10.12.2020 12:13 Сообщить модератору
-1 Петр
Цитирую Евгений:
Армия вне политики. Откуда политическое управление? И какая партия будет проводить свои интересы в ВС? Ворье из ЕР? А с росгвардией всё ясно, это аналог СС, им сам бог велел толстожопым анус вылизывать.

Не согласен!? [..]а, это продолжение политики, только другими средствами! Это аксиома. К тому же Армия и Политика это две стороны одной медали! Считаю, что "Армия вне политики" не совсем правильное утверждение!
14.12.2020 19:58 Сообщить модератору
+5 Владимир Хантер
Пишут грязь и ересь о замполитах и комиссара х либо те, кто пострадал за прегрешения от парторганов и политорганов, либо штабные и тыловики и далёкие от боевых подразделений. Говорю за ВДВ. Про остальные рода войск не знаю. Подтверждением, что замполиты нужны, и армия в них нуждается, показали последние [..]ы. Отсюда и решение возродить институт замполитов. Правильно сказано, что комиссаров фашисты в плен не брали. Понятно, почему! А уродов моральных хватает среди всех должностей, что говорит о проблемах при отборе и назначении кадров!
10.12.2020 11:01 Сообщить модератору
+4 Viktor
Нужны политработники. Но не из тех, кто прославляет нынешнее руковоблудие страной, а комиссары. которые в 1942, когда отступали от Харькова к Сталинграду.
10.12.2020 12:14 Сообщить модератору
+8 Valeri
В росгвардии выявлены крупные хищения при пошиве новой формы.Политработников там нет, а функция росгвардии-охрана правопорядка...
10.12.2020 10:49 Сообщить модератору
+3 Кирсан
А в чём заключается эта "охрана", если сами воруют?
10.12.2020 12:20 Сообщить модератору
+4 Аудрюс
Автор не наш человек, как пить дать, из засланцев! Последователь Чубайса, Явлинского, Хадарковского..... и прочее, прочее, прочее. Воспитатель-психолог просто необходим в современной армии. Ведь каждый солдат, прапорщик, офицер это индивид, со своей психологией и кругозором. Нужны грамотные политзанятия для обьяснения того, что происходит в мире, кто такие Навальные и иже с ним. Ведь среди современной молодёжи много людей, которым напрочь крышу снесло от желания разбогатеть сейчас, немедленно и при этом ни чего не делая. А под руками современное оружие. Ведь из школы в армию приходят служить еще дети, не и меющие жизненного опыта. А из армии приходят не мужчины, но уже не мальчики...
10.12.2020 10:45 Сообщить модератору
+6 Сергей
Бред - это я 28 лет в армии слышал. Кто будет проводить грамотные политзанятия, замполит? не смешите меня! Замполит ходил и считал сколько листов в твоем конспекте, а занятия проводили КОМАНДИРЫ. И драли командиров за воспитательную работу - и кто драл - ЗАМПОЛИТЫ. И что, выпускник моего года пришедший вместе со мой замполит роты мог мне рассказать как организовать боевую подготовку? Он учил меня родину любить ? За 28 армейских лет я однажды встретил замполита ставшего командиров, и десятки примеров когда строевые офицеры с с большим удовольствием становились в политработниками.. Была КАСТА НЕПРИКАСАЕМЫХ БЕЗДЕЛЬНИКОВ СО СВОИМ ОТДЕЛОМ КАДРОВ, так все и продолжается.
10.12.2020 21:02 Сообщить модератору
+2 Кирсан
Как всё верно сказано! Политзанятия и пр. мероприятия проводили командиры и ещё надо было найти время или пожертвовать редким выходным, чтобы подготовиться к политзанятию и это всё после работ с оружием, техникой или отстояв суточный наряд. Политработники же имели твёрдые 2 дня выходных в неделю(хоть "[..]а", а 2 дня выходных им отдай), суточные наряды(начальник караула, дежурный по части) не несли НИКОГДА(а вдруг что случится и тогда придётся отвечать?). Вся их работа заключалась в выпуске боевого листка, и то должен был это организовать, а политработник проконтролировать и не дай Бог просрочили этот выпуск-ЧП! Есть повод прочехвостить командира, доложив об этом замполиту части. И так во всём! Зато у распределения каких-либо "благ"-политработники первые! А вы спрашиваете, почему рухнула советская власть? Да вы тоже помогли в этом подобным своим отношением к службе и жизни.
11.12.2020 07:37 Сообщить модератору
0 Автандил
Кирсан! Вы где служили? В ВМФ все политработники несут службу. На надводных кораблях все политработники, кроме секретаря комитета ВЛКСМ, несли вахту дежурными по кораблю, потому что строевые офицеры вахтенные на ходу. Я служил замполитом подводной лодки. Да, у меня были два выходных... Только два в году! На лодке у замполита выходной во вторник... Но ни одна, практически задача не отрабатывалась без замполита.
И вообще мне жаль тех офицеров, которые не видели достойных политработников и настоящей партийно-политической работы...
Но вообще-то, главный политработник - это командир. Все от него зависит, как поставлена партино-политическая работа. А замполит только его заместитель в этой работе.
У меня в жизни был замечательный командир корабля - командир БПК "Очаков" капитан 2 ранга Рыженко Алексей Алексеевич. Это он говорил: Я - главный политработник на корабле! А я был его помощников по работе с матросами. Во всем была его поддержка и участие. Вот это была работа! На всех кораблях Средиземноморской эскадры завидовали БПК "Очаков" за наши праздники, за наши концерты, наши спортивные состязания... Замполит был рядом с командиров. Но главный - командир!
14.12.2020 07:40 Сообщить модератору
-1 дмитрий
Автандил, да что ты время тратишь на всяких Кирсанов ущербных, которых политорганы отодвинули в очереди на покупку машины из-за его по-настоящему хреновой службы!
14.12.2020 08:43 Сообщить модератору
0 Автандил
Я отвечаю не для Кирсана. Конченый, что с ним спорить. Я другим читателям объясняю, что не все так однозначно.
24.01.2021 21:49 Сообщить модератору
+2 Кирсан
Ну вот и выявилось, очевидно, истинное лицо политработника: взять и оскорбить человека, абсолютно не зная его. Поэтому мнение о подобных, как вы не изменилось. И ещё раз подчеркнули, что политорганы только и занимались распределением благ.
А служил я честно и, если бы большинство было таких, как я, то таких, как вы не было бы, это точно.
14.12.2020 10:56 Сообщить модератору
0 Виталий
Красавец,в точку!
12.12.2020 09:59 Сообщить модератору
-1 Кирсан
Кто же и куда его заслал, если автор написал правду, какой она была? Неужели вы считаете, что офицер не политработник не разбирается в международной обстановке и ему нужен в этом плане "учитель" в лице политработника?
10.12.2020 11:00 Сообщить модератору
+5 сергей степанович
политрабочие первые предали и партию и армию!! Мгновенно перекрасились в директора рынка и прочих бизнесменов. Хорошо помню как вышестоящий начпо гнобил нашего командира-работягу за то что он не прогибался перед ним а офицеров терроризировал за усы и бороды.Сам же заказывал "девочек" в гостиницу когда приезжал к нам с проверкой- "настоящий генерал". А уж чему будут учить новоявленные политрабочие
можно себе представить когда даже никакой идеалогии нет кроме воровства и обогащения.......
10.12.2020 10:43 Сообщить модератору
0 Кирсан
В советское время самые бездельники и трутни на теле армии были политработники и всё правильно написано о них в данной статье
10.12.2020 10:24 Сообщить модератору
+5 сергей степанович
Плитрабочие первые предали и партию и армию. Тут же перекрасились в директора рынка и прочих "бизнесП Пгменов".
10.12.2020 10:18 Сообщить модератору
+2 Александр
Уважаемый автор статьи, ты кем-нибудь служил в те времена, хотя бы солдатом? А я прошел все переназывания офицеров политработников. Уволился в 2002 году, с должности зам.командира полка по В.Р., потому что наступили бестолковые времена. С одним согласен, что ни КПСС, ни ЕР, ни другие не должны присутствовать в армии. Как это сделать, вопрос.
10.12.2020 10:12 Сообщить модератору
+2 Михаил
Александр,истина, обычно, по середине.
10.12.2020 11:25 Сообщить модератору
+8 Олег
У нас в лётном полку главный "политрук" при плановом переводе в Забайкалье обделался и предпочёл уволиться и списаться с лётной работы. Были политруки в советские времена, да все кончились. В государстве криминального капитализма человек с наличием совести не сможет объяснить необходимость отдавать жизнь за интересы олигархов. Фашисты проиграли 41-й, но выиграли в 91-м и ныне сидят в Кремле
10.12.2020 10:09 Сообщить модератору
+1 Виктор
Ответьте почему в первую очередь ликвидировали ГлавПур и политработников? А потому что они не довали зарвавшимся командирам махать шашкой и тащить всё, что плохо лежит. Конечно зачем ему контроль ведь я и только я. Конечно были и настоящие КОММУНИСТЫ, которые вели за собой на смерть, а были и члены КПСС которые и развалили всё. И к чему мы пришли? Что строим, что создаём? И кто сейчас офицер, а тем более военный пенсионер? Он служил Родине, государству, и не считается госслужащим и пенсию получает на уровне уборщицы. А на [..]е кого растреливали в первую очередь? Да позор тебе выражаю.
10.12.2020 09:45 Сообщить модератору
+2 Сергей
Не смешите людей и вводите молодёжь в заблуждение. Кто распределял в армии дефицит, квартиры - ЗАМПОЛИТЫ! Кого расстреливали в первую очередь на [..]е - КОМАНДИРА! Замполита понижали в должности - на не расстреливали ( хотя были и единичные случаи). А знаменитое фото КОМИССАР - где офицер с пистолетом поднимет людей в атаку изначально носила другую подпись -КОМБАТ! ЧТО ПРОИЗОШЛО ПОТОМ - СТАЛА НАЗЫВАТЬСЯ -ПОЛИТРУК! ВОТ ГДЕ ПОЗОР!
10.12.2020 21:15 Сообщить модератору
0 Сергей В.
Квартиры распределяла жилищная комиссия. Решение всегда шло от командира части. Дефицит распределяла лавочная комиссия. Там у командира особо интереса не было.
Теперь по поводу "позора". На фото младший политрук Алексей Гордеевич Еременко. Легендарный кадр сделан 12 июля 1942 года около села Хорошее (сейчас село Хорошее Славяносербского района Луганской области) между реками Лугань и Лозовая. Фотограф Макс Альперт успел сделать снимок русского солдата, поднявшего роту солдат в атаку, и тут же осколок снаряда разбил камеру. Фотограф решил, что кадры испорчены и не стал записывать имя человека, которого сфотографировал. Уже позже, проявляя пленку, он увидел, что кадр получился превосходным.
Личность человека на фото через некоторое время определили – его звали Алексей Гордеевич Еременко, 1906 года рождения. Вот что рассказал о тех событиях очевидец, Александр Матвеевич Макаров: "Фашисты бросались в атаку за атакой. Было много убитых и раненых. Наш сильно поредевший полк отбивал уже десятую или одиннадцатую атаку. Гитлеровцы лезли напролом к Ворошиловграду (Луганску), до которого оставалось около тридцати километров. К концу дня был ранен командир роты. После ожесточенной бомбёжки, при поддержке танков и артиллерии, фашисты пошли в очередную атаку. И тогда, поднявшись во весь рост, со словами: "За мной! За Родину! Вперед!", Еременко увлек за собой роту навстречу цепям гитлеровцев. Политрук погиб, но атака была отбита". Несмотря на то, что Алексей Еременко имел должность младшего политрука, мир запомнил его как безымянного комбата. Дело в том, что возясь с разбитым аппаратом в окопе, фотограф некоторое время не следил за обстановкой, но услышал, как по цепи передали: "Комбата убили". Имя и должность командира остались автору неизвестны, но услышанное дало впоследствии повод назвать снимок именно так.
Об этом событии в интернете много информации. Почитайте, Сергей, если Вас действительно это волнует. Всего Вам доброго.
18.12.2020 04:38 Сообщить модератору
+2 Кирсан
Вспомните во время [..]ы начальника Главпура Мехлиса- вот уж кто рубил головы всем настоящим воинам-командирам. Это достойно было подражания?
10.12.2020 11:12 Сообщить модератору
0 Сергей В.
А комиссарам не рубил? Их жалел, что ли? :-)
18.12.2020 04:19 Сообщить модератору
0 Автандил
Вы, Кирсан, прежде чем что-либо писать, почитайте о том, о чем пишите. Или о ком. Мехлис, иуда, в гражданскую был политработником около двух лет, а потом назначен сразу начальником Главного политуправления 21 июня 1941 года. А в промежутке кем он только не был. Поэтому политработник из него достаточно условный.
14.12.2020 19:38 Сообщить модератору
0 сергей степанович
хорошо помню как
10.12.2020 09:45 Сообщить модератору
+1 Иван Евгеньевич
Так развал ВС СССР и возглавляли зачастую политработники. Вспомните хотя бы Волкогонова, Юшенкова, Степашина и и.д.
10.12.2020 09:29 Сообщить модератору
+1 ВасилийАлександрович
А кто развалили Союз, пропил Крым, ввёл страну в хаос? Истинные коммунисты или "крапеные" политработники, которые при первой же возможности побрасали свои партбилеты и стали демократами? Не они ли развалили армию? Подумайте.
Вокруг истинных комиссаров люди сплочаются и решают непосильные задачи и добиваются успеха.
11.12.2020 15:21 Сообщить модератору
0 Автандил
Василий Александрович, Вы госдеповский или либеральный бот, что хрень несете?! Ведь Вы ничего не смыслите в том, как развалили СССР! Вы в этом - полная "тундра"! Надо больше читать!
Всякие были и среди командиров. и среди политработников. Уже писал, что среди политработников мало было профессионалов, больше всяких недоносков, которых строевые ссылали на партийно-политическую работу....
И командиры были разные... Мой командир подводной лодки Лупаков Евгений Александрович, русский, уроженец Николаева, в 1992 году уже был капитаном 1 ранга, заместителем командира 14 дивизии подводных лодок в Балаклаве. Уважаемый, строевой офицер. 19 марта 1992 г. пытался привести к украинской присяге экипаж подводной лодки Б-871...
[..]s://peremogi.livejournal.com/39498749.html - Почитайте подробности.
В конце концов Е.А. Лупаков стал депутатом Верховной Рады и был там чуть ли не главной антирусской личностью. И сейчас возглавляет Союз офицеров Украины.
Не надо мыслить узко, господа... Не любит политработников глупый и недалекий бывший техник или командир, который не смог вписаться в нормальную совместную службу, у которого командир был никакой и политработник такой же. Не может у хорошего командира быть плохой и нерадивый политработник и наоборот. Плохо выполняет часть учебные и боевые задачи, плохая воинская дисциплина и никакая строевая подготовка - виноваты оба, и командир и политработник. И не надо сегодня говорить: вот я был отличный командир, а мне попался плохой политработник. Это как мужчина жалуется на свою жену, а на поверку - мужик он никакой... У отличных командиров отличные были политработники и наоборот у плохих командиров были хреновые политработники. По другому не бывает...
14.12.2020 14:25 Сообщить модератору
+5 Vitaly Egorov
Согласен,тема архи актуальна.Еще пару лет и потеряем молодежь навсегда! Надо делать все быстро и добротно,только где найти кадры и учителей для этих кадров? Автор статьи,видимо плохо знает историю ВС России.
10.12.2020 09:13 Сообщить модератору
+4 Владимир Анатольевич
А вы не задумывались о том почему первым делом были расформированы политотделы в армии? И начался полный развал армии....
10.12.2020 08:59 Сообщить модератору
Обновить список комментариев

У Вас недостаточно прав для комментариев

лого мил ру

Уведомления по почте:

- старт продаж 2022 (дата уже объявлена, следите за новостями)
- новости

  • Льготы
  • Зарплаты
  • обратная связь
  • О нашем сайте

Наверх

© 2025 Военные санатории России